Перефразирую реплику из фильма “Кин-дза-дза!”: “Если вы способны музицировать, то почему вы целых 8 лет не принимали участия в вашей пятничной самодеятельности? Вы извините меня, но это элементарное КУ!”
В это воскресенье, 18 июня, в Харьковском Дворце спорта состоится презентация нового альбома 5’NIZZA под названием “КУ”. Концерт в прямом смысле долгожданный, так как тур по Украине переносили на три месяца. Все билеты, купленные в марте – действительны. А чтобы ожидание было не таким томительным, пока вспомним историю создания и повторного воссоединения знаменитой харьковской группы, состоящей из двух человек и гитары.
Андрей Запорожец и Сергей Бабкин познакомились в 1995 году, когда оба учились в 10 классе. Первые совместные песни под гитару пели на ступеньках школы во время большой перемены. После лицея Андрей поступил в медицинский университет, а Сергей в университет искусств на театральный факультет. Они были частыми гостями в общежитии университета искусств, где играли “домашние” акустические концерты с ребятами из будущего “Оркестра Че”. Тогда ещё Запорожец и Бабкин не догадывались, что двух талантливых человек и одной гитары – достаточно, чтобы собирать полные залы по всему СНГ.
В 2000 году было придумано название группы и написаны первые песни 5’NIZZA.
Однажды ребята поехали на “Казантип”. Денег на входные билеты не было – зато была дыра в ограждении. Именно на пляже фестиваля дуэт с гитарой заметили и позвали на большую сцену.
Дальше все помнят эти 7 лет триумфа. Было записано два студийных альбома “Пятница” и “О5”, дано бесчисленное количество концертов. В 2007 году, во время записи третьего альбома, музыканты разошлись во взглядах. До этого момента игра на гитаре и битбокс в исполнении Бабкина, составляли единственное музыкальное сопровождение в группе. Андрей Запорожец хотел добавить в звучание больше музыкальных инструментов. Это уводило Бабкина на второй план и нарушало изначальную идею группы. В итоге третий альбом вышел, но уже как сольный проект Андрея Запорожца. 5’NIZZA прекратила своё существование.
Сергей Бабкин записывает 10 альбомов. Также играет в харьковских театрах “Театр 19” и “Прекрасные цветы”. И тщательно культивирует образ примерного семьянина, любящего мужа и отца.
Андрей Запорожец погружается в буддизм и путешествия. Живет на острове Бали. Это совсем не мешает ему быть успешным со своим проектом SunSay. Теперь поклонники зовут Андрея Сан.
Ребята создают абсолютно разную музыку. Но общее все же есть – им удается привлечь очень сильных, профессиональных музыкантов в свои группы. Среди них талантливейшие харьковчане: Сергей Балалаев (ударные), Ефим Чупахин (клавишные), Сергей Савенко (саксофон), Роман Кучеренко (гитара) и др.
После распада 5’NIZZA Андрей и Сергей виделись всего несколько раз за 8 лет, на музыкальных тусовках. И, казалось, не скучали – слишком разные, слишком занятые, востребованные каждый по отдельности. Всё изменила случайная встреча на улице родного Харькова. Сергей вышел из кафе, где пил свой утренний кофе, а Андрей возвращался из детского сада, куда отвел дочку Соню. Оба интуитивно почувствовали – время пришло. Договорились встретиться, поиграть.
И магия случилась! Виделись в течении недели каждый день – каждый день новая песня. Репетировали у Андрея дома. Вдохновение черпали буквально во всем. Разлитое на столе кунжутное масло сначала превратилось в текст песни “Масло черного ку”, а потому пришла параллель с фильмом “Кин-дза-дза!”.
Решили поддаться этой волне – и весной 2015 года объявили о своем воссоединении.
В активе было три новые песни. А вот старые пришлось вспоминать заново. Андрей и Сергей искал аккорды и тексты к собственным песням в интернете. Музыканты говорят, что никогда так много не репетировали.
Первый за 8 лет концертный тур начался с Харькова. Практически заполненный Дворец спорта. Запорожец и Бабкин излучали счастье. Зрители пели хором все песни и тоже светились от радости. Потом были аншлаги в Одессе, Киеве, Минске, Москве, Санкт-Петербурге. Даже появилась шутка про концерты “Я — sold-out”. Затем гастроли в Америке и Европе. Дуэт был желанным хедлайнером практически на всех фестивалях, проходивших в Украине и России.
У 5’NIZZA получилось и продолжает получаться то, что сейчас сложно представить. Во время военного конфликта между Россией и Украиной, им удается не только собрать полный зал в Москве, но еще и вдохновить этот зал петь свои песни на украинском языке. Я смотрела видео с концерта. 5’NIZZA – это как Борис Гребенщиков, вне рамок, вне политики. Едут туда, куда хочется, и где больше всего ждут.
5’NIZZA вернулась. Но уходила ли? Все эти годы 5’NIZZA была в плейлистах практически у всех моих знакомых. Не один вечер с гитарой не обходился хотя бы без парочки песен дуэта: “Солдат”, “Нева”, “Я не той”. Знакомясь с ребятами из других городов во время поездок, как только говоришь “Харьков” – сразу слышишь “5’NIZZA”.
Несмотря на прошлые, да и нынешние разногласия, оба музыканта признают, что вместе им намного легче что-то создавать, чем по отдельности. Играючи, дурачась, как-будто они снова те парни, перемахнувшие через забор на “Казантип”, Бабкин и Сан творят новую историю 5’NIZZA. Причем получается что-то уникальное, пятничное, никак не пересекающееся с их сольным творчеством.
И вот 15 февраля 2017 года вышел третий студийный альбом 5’NIZZA, название которому дало пролитое кунжутное масло, “КУ”. За этим последовал тур по Беларуси, России и Украине в его поддержку.
На вопрос будут ли еще альбомы, Бабкин не раздумывая отвечает: “Да, конечно”. Сан после паузы говорит: “Посмотрим”. Посмотрим…
Я обязательно буду. Потому что стоит только сказать “Харьков”, сразу говорят “5’NIZZA”.
Татьяна Леонова
[…] […]