Дон Жуан

<p><strong>Опера Дон Жуан.&nbsp;Одесский Национальный Академический театр Оперы и Балета</strong></p> <p>Опера в двух действиях Вольфганга Амадея Моцарта на либретто (по-итальянски) Лоренцо Да Понте, частично основанном на &laquo;Каменном госте&raquo; &ndash; опере Джузеппе Гаццаниги на либретто Джованни Бертати. Имеется также довольно большое количество более ранних пьес о Дон Жуане.</p> <p>Время действия: XVII век.<br />Место действия: Севилья и ее окрестности.<br />Первое исполнение: Прага, Национальный театр, 29 октября 1787 года.</p> <p>В основе сюжета лежит старинная легенда о Дон Жуане, дерзком искателе приключений, смелом и ловком соблазнителе женщин. Возникшая в средневековой Испании, легенда эта приобрела широкую известность во многих европейских странах. Сюжет был впервые обработан испанским драматургом Тирсо де Молина (1571 &ndash; 1648), впоследствии привлекал многих писателей, в том числе Мольера и Гольдони. В XIX столетии к образу Дон Жуана обращаются Байрон, Гофман, Пушкин, Мериме и другие. Неоднократно использовали эту тему и музыканты: в 1761 году в Вене был поставлен балет Глюка &laquo;Дон Жуан&raquo;; известен также целый ряд опер на тот же сюжет. В этих произведениях легенда о Дон Жуане получала разную трактовку. В некоторых из них, имеющих религиозно-поучительную окраску, Дон Жуан охарактеризован как преступный грубый сластолюбец, получающий заслуженное возмездие. Но нередко в его образе подчеркивались иные, привлекательные черты &ndash; бесстрашие, чувство чести, остроумие, вечные поиски идеала, смелый бунт против обветшалых норм морали.</p> <p>После огромного успеха своей оперы &laquo;Свадьбы Фигаро&raquo; в Праге Моцарт получил от пражского театра заказ на новую оперу. Выбор композитора пал на сюжет о Дон Жуане. К сочинению музыки он приступил в мае 1787 года. Либретто, написанное Лоренцо Да Понте на итальянском языке, было выдержано в комедийном плане. Моцарт закончил оперу в Праге и написал увертюру на одном дыхании, за одну ночь. Премьера состоялась в Праге 29 октября того же года. Успех оперы превзошел успех &laquo;Свадьбы Фигаро&raquo;.</p> <p>Для венской постановки (в мае 1788 года) Моцарт внес некоторые изменения, опера завершалась тем, что Дон Жуан проваливался в ад, а финальный секстет был убран, но, по счастью, затем восстановлен. Венская постановка не имела большого успеха, но опера быстро шла навстречу признанию, которое ждало ее во всей Европе, в том числе и в следующем столетии, когда она продолжала считаться театральным шедевром композитора.</p> <p>Теперешнее название оперы было не основным, а лишь подзаголовком. Первоначально она называлась &laquo;Il dissoluto punito, ossia Il Don Giovanni&raquo; (&laquo;Наказанный распутник, или Дон Жуан&raquo;). Как бы то ни было, оба &ndash; Моцарт и Да Понте &ndash; первоначально классифицировали свое произведение как &laquo;dramma giocoso&raquo; (буквально &ndash; веселая пьеса, то есть комическая опера).</p> <p>Два знаменитых анекдота, касающихся подготовки оперы, ярко иллюстрируют тот факт, что работа над ней велась в живом и веселом расположении духа. В своих великолепных &laquo;Мемуарах&raquo; либреттист Да Понте рассказывает: &laquo;Едва придя домой, я тут же принялся за работу&hellip; Бутылочка токайского справа, прямо передо мной чернильница, табакерка с севильским табаком слева. Юная шестнадцатилетняя красавица (которую я хотел бы любить, как дочь, но&hellip;) приносила мне то печенье, то чашку кофе, то просто вносила сияние своего личика&hellip; созданного как раз для того, чтобы пробуждать поэтический пыл и внушать остроумные идеи&hellip; Сначала я позволял ей очень часто заглядывать ко мне, но потом вынужден был сократить эти посещения, чтобы не терять слишком много времени на ласки, коих она была искусной мастерицей&raquo;.</p> <p>Другой анекдот касается выходки самого композитора. На одной из репетиций Моцарта не устроило то, как исполнительница партии Церлины отреагировала на предложение &ndash; как можно предположить, слишком откровенное, &ndash; которое сделал ей на балу Дон Жуан. Композитор подошел к героине и сам сказал ей что-то эдакое, при этом шлепнув ее. В ответ он получил от нее пинок, на что удовлетворенно сказал, что такая реакция гораздо натуральнее, и теперь ее игра ему нравится.</p> <p>Существует легенда, что в Праге во время работы над оперой Моцарт и Да Понте встречались с Казановой, и тот служил им консультантом.</p> <p>Премьера оперы была назначена на 14 октября, но певцы не доучили партии, а сам Моцарт дописывал последние страницы партитуры буквально накануне премьеры, так что музыканты получили ноты прямо перед выходом на сцену.</p> <p>Музыка Моцарта выводит оперу за рамки комедии. Композитор создал замечательно глубокое произведение, полное больших страстей и острых столкновений характеров. Дон Жуан Моцарта &ndash; образ сложный, многогранный. Осуждая своего героя на гибель, композитор в то же время поэтизирует, облагораживает его облик: моцартовский Дон Жуан отважен, обаятелен, полон беспредельной жизненной энергии. Дон Жуан &ndash; не только плод музыкального гения Моцарта, но и создание Да Понте, окружившего великого соблазнителя тысячью препятствий и поставившего его в поистине затруднительное положение. Полумрачная, полукомическая атмосфера породила толки о загадочности главного героя, она дает богатейший материал для осмысления и различных трактовок оперы &laquo;Дон Жуан&raquo; в современных постановках.</p> <p>&laquo;Дон Жуан&raquo; &ndash; величайшая из когда-либо написанных опер. В подтверждение этого тезиса высказались, по крайней мере, три человека, имевших особое право на то, чтобы их мнение в этой области было услышано, &ndash; Джоаккино Россини, Шарль Гуно и Рихард Вагнер. Бетховен, правда, отдавал предпочтение &laquo;Волшебной флейте&raquo;, но это потому, что он считал сюжет &laquo;Дон Жуана&raquo; аморальным.</p> <p>П.И. Чайковский в своей статье 1873 года охарактеризовал оперу &laquo;Дон Жуан&raquo; так: &laquo;Моцарт &ndash; гений сильный, многосторонний, глубокий &ndash; устарел только своими формами инструментальной музыки; в области оперы он не имеет до сих пор ни одного соперника. &hellip;Если есть опера, которую можно назвать первой между всеми, то, не обинуясь, я отдал бы это первенство &laquo;Дон Жуану&raquo;. &hellip;В &laquo;Дон Жуане&raquo; столько красоты, столько богатейшего музыкального материала, что его хватило бы на дюжину наших современных опер, авторы коих, гоняясь за реализмом, правдивостью, верностью декламации, забывают в своем наивном донкихотстве, что первейшее условие всякого художественного произведения &ndash; красота&raquo;.</p> <p><strong>Купить билеты на оперу Дон Жуан в Одесском Национальном Академическом театре Оперы и Балета вы можете на сайте Karabas.com</strong></p>

Раздел Афиша Харькова представляет вашему вниманию Дон Жуан, смотрите также: