По улице Культуры, 9 находится с виду ничем не примечательный дом, стены которого пропитаны историей сталинской эпохи во всей ее красе. Однако, на сегодняшний день далеко не все обладатели квартир здесь знают историю этих некогда писательских «застенок».
В 1920-х годах по Харькову разгорелся бум строительства кооперативных жилых домов для представителей разных профессий. В этот период были построены «Швея», «Медик», «Красный банковец», а также дом «Слово», начинающий свою историю в 1928 году. Он предназначался для обосновавшихся в Первой столице УССР украинских литераторов.
«Ты представляешь, как бы это было? Писатель с семьей в 3-4 души живет в трех комнатах, а рядом рабочая семья из 8-10 человек в бедности и убогости? Но наши пошли в ЦК и этого, кажется, делать не будут», – отмечал в письме Днипровский.
Дочь писателя Николая Дукина Наталья в своих мемуарах описывает, как потенциальные жильцы многоквартирного дома собирали средства для кооперативного пая. Каждый из желающих получить шикарную, по тем меркам, квартиру пытался заработать, как мог. Мать Натальи Дукиной, например, работала в две смены школьным учителем. Писатели же, в основном, занимались прибыльными переводами, в ущерб своему творчеству.
Несмотря на то, что само здание было закончено к осени 1928 года, потенциальных жильцов не спешили заселять, поскольку в доме долгое время не было паровых котлов, без которых зимой пришлось бы туго. Первые жильцы въехали после того, как отопление установили. Заселялись торопливо, в спешке, уж больно литераторам хотелось встретить Новый год в долгожданных роскошных апартаментах.
Тем не менее, в элитных квартирах не была предусмотрена горячая вода, привычных кухонь не было. Были «кухоньки с небольшими печами, на которых грели воду для купания или стирки», – писал в своих мемуарах Владимир Кулиш. Полноценные кухни заменяла большая общая столовая для всех жильцов дома. Это делалось специально, чтобы, как говорится, «избавить советского человека от быта». Для «освобождения» создавались места общепита даже в жилых домах.
Оставшиеся квартиры занимали как именитые писатели (Владимир Сосюра, Николай Кулиш, Павло Тычина и другие), так и менее известные на тот момент (Иван Багряный, Олесь Досвитный). Литераторы распределяли между собой квартиры по жребию. Каждый тянул бумажку с номером квартиры. Таким образом, Николай Хвылевой получил квартиру №9, талантливый автор гуморесок Остап Вишня – №22, а известный актер и театральный режиссер Лесь Курбас – №64.
Правда, некоторые писатели готовы были даже выбивать кулаками квадратные метры у других авторов. Так, Хвылевому изначально досталась просторная четырехкомнатная квартира, но некоторым коллегам по творческому цеху это не понравилось. Чтобы не доводить дело до крайностей, Николай Григорьевич уступил свой жребий другим, взяв себе трехкомнатную квартиру.
У многих писателей воплотилась мечта о своем личном кабинете, а Остап Вишня вообще поселил в одной из комнат своих охотничьих собак сеттеров, которые пользовались среди заядлых охотников дома «Слово» большой популярностью.
Впоследствии вытянутый литераторами жребий с номерами квартир стал роковым. Спустя всего несколько лет жильцы прозвали свои добротные квартиры «камерами предварительного заключения».
Арест Михаила Ялового в апреле 1933 году сыграл трагическую роль для многих жильцов дома. Ялового обвиняли в шпионаже и связях с Александром Шумским и подготовке покушения на второго секретаря ЦК КП(б)У Павла Постышева. Михаил Емельянович был приговорен сначала к 10 годам лагерей, а спустя четыре года его расстреляли. После ареста Ялового покончил жизнь самоубийством Николай Хвылевой. 13 мая 1933 года поэт пригласил к себе своих друзей и застрелился в соседней комнате, оставив предсмертную записку, полную непонимания того, как советская власть может перемалывать таких ярых коммунистов, как Яловой и ему подобные?
«Арест Ялового — это расстрел целого Поколения… За что? За то, что мы были самыми искренними коммунистами? Ничего не понимаю… Ужасно больно. Да здравствует коммунизм. Да здравствует социалистическое строительство. Да здравствует коммунистическая партия», – написал Хвылевой свои прощальные слова. Он не подозревал, что через несколько лет его посмертно осудят за «буржуазный национализм».
По словам Ольги Резниченко, именитые жильцы дома доносили друг на друга, что было в порядке вещей. Так, например драматург Иван Днипровский сотрудничал с НКВД в обмен на освобождение своей жены Марии Пилинской. «Начиная с 1928 года, особисты склоняли женщину к доносам на мужа, и регулярными и “доверительными” беседами они довели ее до нервного срыва. Чтобы охранить душевное спокойствие супруги, Днипровский, говорят, предал лучшего друга (Николая Кулиша)», – рассказывает сотрудник Харьковского литературного музея Ольга Резниченко.
Квартира №26 на протяжении 1929 – 1936 годов сменила трех владельцев. Наталья Дукина писала, что «эту квартиру-клетку следовало бы закрасить в черный цвет трижды». После ареста жильца его семья должна была в течении нескольких суток покинуть роскошные «застенки», чтобы дать возможность другим писателям клюнуть на заманчивую блесну красивой жизни советских литераторов. Зачастую жены и дети писателей-арестантов ссылались в Казахстан, как «враги народа». Их определяли в женские лагеря и детские колонии, где велась активная «воспитательная» деятельность по «исправлению» интеллигенции в «нормальных советских людей».
Выжить в подобной атмосфере было реально, правда, уповать приходилось на счастливую случайность, как в случае с судьбой Натальи Дукиной. В ее мать, жену арестованного писателя Николая Дукина, влюбился следователь НКВД. Из нежных побуждений он предупредил женщину, что ее ждет «путевка» вслед за мужем. «Мама собрала вещи в течение суток, и мы уехали в Москву к родственникам», – вспоминает Наталья Николаевна.
На протяжении 1930-х годов из 62 квартир «буржуазного дома» были вывезены и расстреляны 33 украинских писателя, художника и деятеля культуры, двое покончили жизнь самоубийством, не желая мириться с мрачной советской действительностью, 13 жильцов дома «Слово» были сосланы в сталинские лагеря. Таким образом, элитные апартаменты для украинских советских литераторов превратились в самую грандиозную «мышеловку», цель которой – отловить «неблагонадежных» инакомыслящих интеллигентов, даже если они таковыми не являлись. Стены писательского дома «Слово» до сих пор хранят атмосферу каменных клетушек, ставших «камерами предварительного заключения» для своих жильцов.
Роман Шемигон
Знала Наталью Николаевну. Зодиака она свой век, мягко скажем не в достатке. Работала вахтером в педуниверситете, много общалась с молодежью доносила правду о своем отце и других литераторах.