Фамилия Николая Барабашова известна всей Украине, вот только не все помнят, и, к большому сожалению, не все знают, что фамилия эта принадлежит знаменитому на весь мир астроному и академику, человеку невероятно трудолюбивому и талантливому, пытавшемуся объять необъятный космос.
Николай Барабашов родился 30 марта (18 марта по старому стилю) 1894 года в Харькове, в интеллигентной семье профессора офтальмологии и выпускницы консерватории. Интересен тот факт, что до начала 20-х годов ХХ столетия фамилия Барабашова писалась через «е» Барабашев.
О годах детства будущего астронома известно не так уж много: закончил харьковскую гимназию с отличием, с раннего возраста интересовался астрономией. Поступил сначала в Юрьевский университет (сейчас Тартуский университет, Эстония) на физико-математический факультет, но жизнь распорядилась иначе: учебу пришлось прервать из-за болезни. Врачи поставили Николаю серьезный диагноз – туберкулез. Вся его дальнейшая жизнь осложнилась заболеваниями грудной полости.
После лечения в Италии будущий академик продолжил свое образование уже в Харьковском университете, также на физико-математическом факультете, ‒ оставшись до конца жизни преданным Харькову, Харьковской обсерватории и Харьковскому университету.
Читайте также: Ландау, Багалей, Барабашов: девять ученых, прославивших Харьков
В 1922 году Барабашов получил должность астронома-наблюдателя, в 1927 году ему было присвоено звание профессора, а в 1930 году он стал директором обсерватории.
В 1933 году Николай Павлович начал заведовать кафедрой астрономии Харьковского университета. С 1943 по 1945 гг. он работал ректором Харьковского университета, однако из-за болезни оставил пост. В 1948 году был избран в действительные члены Академии наук Украины.
По инициативе Николая Барабашова в 1957 году был основан Харьковский планетарий. В 1960-е годы и снова же не без инициативы Академика началось строительство Чугуевской обсерватории, в которую он вложил немало своих сил и труда.
Первые исследования о наблюдении солнечных пятен, Венеры и Марса были опубликованы Николаем в возрасте 15-ти лет. Научный труд подростка приняли во французский журнал «Астрономия»!
Николай Павлович исследовал космические тела Солнечной системы, также был одним из авторов и редакторов всемирно известного первого «Атласа обратной стороны Луны». Космическая гонка двух сверхдержав, США и СССР, способствовала активному развитию астрономии. Изложенная в «Исследованиях физических условий на Луне и планетах» теория академика Николая Барабашова о твердости поверхности Луны и возможном прилунении была полностью подтверждена.
Известно всему миру его открытие закона альбедо Земли – отношения количества света, отраженного Землей, к свету, падающему на Землю от Солнца. Барабашов исследовал поверхность и атмосферу Марса, ему принадлежит открытие «полярных шапок» и кристаллов льда в атмосфере Венеры. Ученый занимался исследования Сатурна и Юпитера, а также солнечной короны. И хотя аналогичные разработки велись и за рубежом, результаты харьковских ученых часто оказывались более точными. Все эти исследования положили начало научной школы планетологи в Харькове, которая успешно развивается и по сей день и известна далеко за пределами Харькова и Украины.
На счету Николая Павловича сотни научных трудов. Он является «научным отцом» десятков докторов и кандидатов наук в области астрономии, которые продолжают исследовать просторы космоса.
При этом Николай Барабашов был не только ученым и преподавателем, но также большим популяризатором астрономии, увлекая все новые и новые поколения в такой загадочный и интересный космос.
Читайте также:«Осторожно, кусается»: свободная любовь Льва Ландау в Харькове
Академик сам сконструировал электро-музыкальный инструмент (что-то вроде нынешнего синтезатора), который прозвали «Космическим голосом» за необычное для 1930-х гг электронное звучание. Сам инструмент сохранился до наших дней, правда, в нерабочем состоянии. Любовь к музыке Николаю Павловичу привила с самого детства мать, она же часто аккомпанировала сыну. Николай Павлович играл не только на фортепиано, но и на скрипке.
В музее также представлены карандаши с подсветкой для астрономических исследований.«Он сделал тысячи зарисовок. С сегодняшней точки зрения, это, конечно, любительство, но в этом весь он – ему подай все “живым”. В вопросах определения цветовых контрастов изображений ему не было равных, он помнил, какие марсианские моря и когда были в наблюдении темнее или светлее», – вспоминал коллега ученого, профессор Иван Коваль.
Батабашов общался со многими деятелями культуры и науки своего времени, в частности с писателем Василием Элланом-Блакитным, педагогом Антоном Макаренко, ботаником Николаем Холодным.
Читайте также: ТОП-10 харьковских улиц, названных именами ученых
Еще одним увлечением Николая Барабашова было написание картин – картины Николая Павловича и сейчас хранятся в Научно-исследовательском институте астрономии. А вот фотография имела в жизни Барабашова особое значение. Остались сотни сделанных им снимков, но, помимо увлечения, именно метод фотометрии лег в основу части его научных исследований.
Лариса Копылова
[…] Читайте также: Академик Николай Барабашов: жизнь с мечтой о косм… […]
[…] Читайте также: Академик Николай Барабашов: жизнь с мечтой о космосе […]