Харьков напоминает аппликацию из архитектурных стилей. Небольшие особняки с готическими башенками соседствуют с монументальными строениями с колоннами и арками.
Среди всего этого разнообразия выделяются здания, построенные в начале 20 века архитектором Александром Марковичем Гинзбургом. Их отличает декоративность, вычурность и необычность.
Финансовая поддержка отца — известного врача, позволила будущему архитектору уделить достаточно времени своему образованию.
После окончания Харьковского университета не стесненный в средствах молодой человек стажировался в Германии. А в 1903 году получил диплом инженерного факультета Харьковского технологического института.
Применять полученные знания он решил исполняя проекты по частным заказам. Для чего в 1905 году основал собственную строительную контору с коротким, но емким названием «Железобетон». Интересный нейминг, не правда ли?
Здание привлекает внимание любопытных прохожих. Ведь не часто идя по харьковским улицам увидишь каменных саламандр, которые как бы взбираются по стене на эркеры, а также массивных рыб поддерживающих сильно вынесенный вперед карниз. Есть тут и гирлянды из водорослей и лилий, которые будто расплылись по всему главному фасаду.
Название происходит не только от обилия морской живности в декоре. Первый этаж здания изначально проектировался под магазины. А в трех остальных располагались квартиры. Одно время здесь работал рыбный магазин, где продавали живую рыбу. Позже, в 1970-е годы здесь расположился бассейн детской спортивной школы. И как вы думаете его назвали? Конечно, же «Золотая рыбка». Вот так за зданием окончательно и закрепилось название «Дом золотой рыбки»
Читайте также: Пять выдающихся архитекторов, создавших старинные особняки и церкви Харькова
Среди его проектов есть и здания, практически лишенные декоративной составляющей. К примеру, бывший доходный дом Бергера, построенный в 1908 году. Здание также относят к стилю модерн, но с приставкой конструктивный.
Довольно массивная конструкция, практически лишенная какого-либо декора. Динамику гладким фасадам придают выступающие объемы эркеров и балконов, окна разной формы и размера.
Еще несколько десятилетий назад дом связывали с консулом Швеции в Харькове Адольфом-Густавом Мюнхом. Якобы именно он являлся первым владельцем усадьбы. Хорошо что в нашем городе есть архив и не безразличные к истории люди. Выяснилось, что согласно документам, особняк строили для семьи кандидата богословия Василия Иванова. Но ни ему, ни его семье здесь пожить не удалось. Построенный дом они сразу же продали профессору клиники акушерства и женских болезней Павлу Михину.
Некоторые краеведы также утверждают, что это здание построил вовсе не Гинзбург, а какой-то другой харьковский архитектор. Ведь проектная документация сохранилась лишь частично. Но сохранился сам особняк. И его архитектурное решение очень уж созвучно другим строениям Александра Гинзбурга, тот же модерн, обилие декоративных элементов и белоснежной лепнины.
Кстати, это здание также имеет собственное имя — «Чайный домик». Правда, в отличие от Дома золотой рыбки, оно закрепилось за строением совсем недавно. В 1990-х годах здесь располагался чайный дом «Камелия». Заведения давно нет, а вот название харьковчанам приглянулось.
Читайте также: Бекетовские здания: что построил в Харькове знаменитый архитектор
Здание отличается от других построенных Гинзбургом. На его фасадах вы не найдете вычурных фигур животных или множества гирлянд из цветов. Количество декоративных элементов минимально. Здесь использовано множество пластических элементов. Овальные очертания эркеров, ряды высоких окон. За счет использования объемных элементов Гинзбург добился динамики, придал движение зданию.
Кстати, работая над своими проектам Александр Гинзбург использовал новейшие, для своего времени, технологии. Именно он первым в нашем городе начал строить здания с использованием железобетонных конструкций, которые нередко скрывал от посторонних глаз при помощи многочисленных декоративных элементов. Так что фигуры животных, розетки, бутоны цветов, головы ангелов отчасти носили чисто практический характер.
Читайте также: Зеленый символ Харькова: история сада Шевченко
Здание часто называют пряничным домиком. Практически всю поверхность фасадов здания украшают растительные орнаменты и каменные цветки, кажущиеся живыми. Пластичности строению добавляют полукруглые балкончики. Здесь даже расстекловка окон выполняет больше декоративную функцию, придавая зданию легкость и воздушность.
Не менее тщательно автор поработал и над внутренними интерьерами доходного дома. Лепнина, изящные консоли межэтажных перекрытий, винтовая лестница. Все это можно увидеть даже сегодня.
Но, наверное, самая интересная деталь дома — дореволюционные вывески над окнам первого этажа. Как и во многих зданиях, построенных Гинзбургом, первый этаж дома занимали различные лавки.
Читайте также: Остались только фотографии: семь утраченных храмов Харькова
Может появиться ощущение, что Александр Гинзбург строил исключительно жилые дома. В действительности, среди возведенных им зданий есть и общественные и промышленные. К примеру, в 1906 году он участвовал в строительстве трибун Харьковского ипподрома (не сохранились до сегодня).
В 1909-1912 годах Гинзбург занимался возведением дома Еврейского благотворительного общества. Деньги на строительство пожертвовал табачный фабрикант Бураса. Кстати, сам архитектор работал над проектом бесплатно.
Здание также относят к конструктивному модерну. Оно выглядит несколько тяжеловесно и мрачновато. Не спасает даже колоннада, между ризалитами. Особенно, если сравнивать дом с другими строениями Александра Гинзбурга.
Сегодня в здании находится корпус Национального фармацевтического университета.
Это лишь малый список зданий, построенных Александром Гинзбургом в Харькове. Многие из них не сохранились или были перестроены. Но те, что остались придают нашему городу немного мечтательности и сказочности.
Алена Маршала