Изолирование оккупированных боевиками территорий Донбасса силами ветеранов добровольческих батальонов «Айдар» и «Донбасс» продолжается уже 33 дня. Причины, по которым было принято решение блокировать Восточную линию украинско-российского фронта, были обозначены участниками акции довольно просто. Главные из них – это бесконтрольная торговля украинским оружием с боевиками, так называемая «торговля на крови», и невозможность договориться об освобождении наших военнопленных.
В то же время представители власти видят блокаду Донбасса немного в ином свете. Например, премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил: “Блокирование ставит под угрозу металлургический комплекс страны, который является одним из флагманов экономического роста и в котором работают более 300 тысяч украинцев. Но металл это не только экономика, это еще и обороноспособность. Не будет угля – не будет металла, не будет металла – не будет брони, не будет брони – не будет танков». Такого же мнения придерживается и Президент Украины, которого обвиняют в бездействии, и даже в сговоре с Ринатом Ахметовым и другими олигархами.
Бывший командир батальона «Донбасс», депутат Семен Семенченко, на своей странице в Facebook ежедневно обращается с заявлениями к Президенту Украины: «У мене для вас погана новина, Петро Олексійович. У вашого торгового партнера Ахметова зупинилося два заводи. Промисловості т. н. ЛДНР загрожує повний колапс.
Це означає, що не будуть поступати “податки” в казну т. н. ЛНР – ДНР. Це означає що інші ваші торгові партнери – Захарченко і Плотницький не буде мати кошти на доплати своїм наближеним, на амуніцію, машини, харчування, наймання нових бойовиків. Це означає, що Росія змушена буде платити робітникам Ахметова зі свого бюджету, щоб зберегти соціально економічну стабільність на окупованих територіях. З того самого бюджету, що і без цього перенапружений санкціями, Сирією і нашим Кримом. Це означає, що “наші люди”, як ви їх називаєте, будуть мати менше можливостей вбивати наших українських воїнів на передовій».
Дело в том, что на территории ДНР и ЛНР занимаются добычей только антрацитового угля, а коксоющийся находится также в Донбассе, в местах, подконтрольных Украине. В итоге в АТО остро стоит вопрос об необходимом технологическом топливе для работы ээлектростанций и не только.
Подозрения о том, что кто-то не чист на руку, падают не только на противников блокады Донбасса, но и на ее приверженцев. В некоторых открытых источниках организатором участников акции указывают Игоря Коломойского, который уже давно противостоит Петру Алексеевичу. Есть даже мнение, Беня просто хочет отомстить Пете за Приватбанк.
Чтобы выяснить, является ли блокада Донбасса народной борьбой или всего лишь перераспределением власти за денежные потоки – MyKharkov.info обратился к известным харьковским экспертам.
Не секрет, что предприятия, которые зарегистрированы на Украине, но работают на территории ДНР и ЛНР, платят в украинский бюджет очень серьезные суммы. Речь о десятках миллиардов гривен в год. Среди них, наверняка, есть и организации, имеющие отношение к добыче и поставкам угля. Разумеется, бюджет ДНР и ЛНР также очень сильно зависит от этих поставок. Но если говорить об Украине, то тут более важно то, что от бесперебойных поставок угля зависит работа целого ряда предприятий, находящихся на подконтрольных Украине территориях, и платящих налоги исключительно в украинский бюджет.
Интересы Ахметова блокада затрагивает, очевидно. Под угрозой находится стабильная работа, ряда принадлежащих ему производств. В прессе есть масса публикаций, авторы которых связывают блокаду с Коломойским, не исключено, что это и так. Но, как мне кажется, проблема не в том, какой конкретно олигарх стоит за очередным политическим или экономическим кризисом, а в том, что тот или иной олигарх или один из многочисленных политических вождей постоянно генерируют такие кризисы, а государство не в состоянии реагировать на них адекватно. Более того, многие важные государственные органы сегодня не более чем инструменты в борьбе между политическими и промышленно-финансовыми группами», – харьковский политолог Роман Травин.
«Блок ада:
Вряд ли в 1942-м мы бы что-то покупали у Германии. Даже очень нужное и дешевое. Вопрос закупки угля у террористов это одновременно вопрос снабжения врага деньгами, в том числе на пули.
Наши простые граждане, которые воюют за Украину и которых этими пулями убивают, не менее наши и не менее простые, чем те, кто потребляет уголь или продукцию предприятий, которым он необходим. Антрацит Донбасса — не единственный в мире, стало быть — цена вопроса это не остановка стратегических предприятий, а разница в стоимости, что совсем иное. Потеря времени, за которое могли бы перейти на альтернативу, в мирное время была бы преступной халатностью, а в наше — военное преступление».
Выводы неутешительны для тех, кто верит в патриотизм. Потому что патриотизмом как раз там и не пахнет – это основной вывод, который я сделал. Мы не увидели среди организаторов и главарей блокады заботы о народе и его интересах – они живут сегодняшним днем, ищут свою минуту славы. Я не хочу принимать участие в личных пиар-акциях и театре одного актера Семена Семенченко. Его действия всегда славились популизмом, но это уже выходит за все рамки приличия. Для меня и моих побратимов он стал символом того, в кого ни в коем случае не должен превратиться патриот и боевой командир – пустое место в форме и с теплым креслом под задницей. Блокада, заявленная им для остановки контрабанды и освобождения наших пленных, оказалась очередным мыльным пузырем и площадкой для политического пиара тех, кому нет дела до ущерба, наносимого бюджету страны и простым жителям. А именно нам с вами придется платить за те последствия, которые принесет эта блокада. Выгоду из блокады в том виде, в которой она сейчас проводится имеет Россия. Именно к покупке угля у нее склоняют нас те, кто не дают вывезти из Донецкой и Луганской областей уголь добытый, повторяю – добытый, а не купленный на наших шахтах. И уже все забыли про пленных… уже в планах – захват ТЭС и дешевый пиар на нищете… Я против олигархического произвола, я против того чтобы кто-то наживался на войне, но я повторю свою мысль еще раз: думайте, анализируйте, оценивайте. И постарайтесь увидеть чуть дальше, чем сиюминутная выгода “борцов за народное счастье””.
«В данном варианте работает схема, когда подставные фирмочки скупают дешевый уголь у всех, формируют составы и дорого продают его Украине. Те, кто руководит зарегистрированы и налоги платят, но это минимум от того навара, который остается им. В этом бизнес Ахметова. Кто еще – сказать сложно. В этом участвует многие».
«Там есть много моих друзей. Они стоят точно за идею. За идею остановить контрабанду и наконец, напомнить власти о пленных… Но там есть и те, кто для пиара».
«Я харьковчанин, был в АТО. Я видел вагоны, которые без всякого контроля едут туда и обратно. Теперь я политик, и поддерживаю блокаду. Нужно наконец-то внести определенность в вопросы взаимоотношений с территориями, которые не контролирует Украина. Депутатам Верховной Рады необходимо принять законы, которые начнут регулировать связи между ЛНР и ДНР и другими областями, и помогут вернуть наших военнопленных.
Члены правительства еще полтора года назад говорили о том, что нельзя торговать с оккупированными территориями. Так почему сейчас, кроме Егора Соболева, Семена Семенченко и Владимира Парасюка, никто из них не может набраться смелости и прекратить все это? Весь мир признал Россию агрессором, а Украина до сих пор это не продекларировала. Я – за процветание экономики государства, и мне очень жаль жителей Донбасса, которые являются заложниками ситуации. Но чтобы изменить что-то – нужны жесткие меры и решения власти. Никто без света не останется: мы можем перейти на бурый уголь, уменьшить продажу электроэнергии в Молдавию».
Президент Петр Порошенко на данный момент готовится нейтрализовать угрозу энергетического кризиса для всех регионов Украины, который может стать последствием блокады Донбасса. В то же время он обещал пересмотреть и ограничить перечень товаров для торговли с оккупированными территориями.
Елена Роситюк