Вы знали, что в Харькове мог бы жить Гете? Когда в 1804 году открывался наш университет, граф Северин Потоцкий предложил знаменитому писателю стать одним из преподавателей.
Почтенный на тот момент возраст (а вполне возможно и другие причины) привели к отрицательному ответу. Зато Иоганн Вольфганг фон Гете откликнулся на просьбу порекомендовать других ученых для работы в Харьковском университете. Целый год шла переписка графа и писателя. В конце концов, из первых 25 преподавателей 12 были немцами, среди которых трое приехали по личной рекомендации Иоганна Гете.
Ни много, ни мало, 20 лет ушло на то, чтобы отблагодарить немецкого классика за его старания. К счастью харьковской профессуры, писатель оказался долгожителем. Только в 1827 году ему все-таки вручили диплом почетного члена университета.
И пусть сам Гете к нам так и не доехал, зато сколько других мировых знаменитостей побывали в Харькове!
MyKharkov.info подготовил для вас топ-10 интересных всемирно известных личностей, которые посещали наш город. Кое-кто из знаменитостей даже задерживался у нас пожить некоторое время.
Иван Айвазовский завоевал мировую славу своими картинами- одами морю. Он был первым отечественным художником, чьи полотна выставлялись в Лувре. Хорошо известна его любовь к родному городу – Феодосии. Как же вышло так, что Айвазовский не просто бывал в Харькове, но и жил здесь?
Когда началась Крымская война, маринист совершенно не хотел покидать любимую Феодосию, несмотря на все увещевания местных властей. Только когда прямо возле художника убило осколком ядра его слугу Архипа, Иван Константинович решился на отъезд. В своих воспоминаниях Айвазовский пишет: «Мы и остановились в Харькове как ближайшем городе к югу и недорогом для скромной жизни. Нас все ласкают, как в своем городе».
Тема Крымской войны, естественно, невероятно заботила художника. В помощь раненым он устроил в Харькове две благотворительные выставки. Первую – в здании Университета, вторую – в Дворянском собрании. Кстати, Айвазовский считается одним из самых плодовитых художников. Его творческое наследие насчитывает около 6 тысяч полотен. На Слобожанщине без любимого моря он тоже не бездельничал. По подсчетам краеведов в харьковский период Иван Айвазовский написал от 25 до 40 картин. В нашем Художественном музее хранятся четыре из них.
В своих воспоминаниях Айвазовский пишет: «Мы и остановились в Харькове как ближайшем городе к югу и недорогом для скромной жизни. Нас все ласкают, как в своем городе».
Читайте также: Топ-10 мировых знаменитостей, посещавших Харьков
Считается, что первой мировой знаменитостью, посетившей наш город с гастролями, был афроамериканец. Айра Фредерик Олдридж – один из самых выдающийся интерпретаторов Шекспира.
Его блистательное исполнение роли Отелло вызывало восхищение публики и панический страх партнерш по сцене. По воспоминаниям, Олдридж так «накалялся», что в финальном эпизоде его глаза наливались кровью, а изо рта шла пена. Некоторые Дездемоны боялись, что актер действительно их задушит.
Рассказывают, что как-то у Олдриджа спросили, как прошли его гастроли в Москве с Л. П. Никулиной-Косицкой. Актер ответил, что та очень нервничала, и добавил: «Все эти слухи сильно преувеличены. Я сыграл Отелло более 300 раз. За это время задушил всего трех актрис, зарезал, кажется, одну. Согласитесь, что процент небольшой. Не из чего было так волноваться вашей московской Дездемоне».
Кстати, Айра Фредерик стал первым американским актером, завоевавшим всемирную славу исполнением шекспировских ролей.
В Украине Олдридж хорошо известен тем, что его портрет написал Тарас Шевченко. В Харьков актер приехал на гастроли в 1862 году и целый месяц давал спектакли. В те времена было принято делать дорогие подарки артистам. Так что харьковские купцы бросали Айре Олдриджу на сцену не только традиционные букеты, но и кошельки с деньгами. Актер был так восхищен щедростью публики, что еще дважды возвращался в наш город.
Харьков появляется в чеховских произведениях даже чаще, чем Санкт-Петербург. Правда, справедливости ради, стоит заметить: обычно Харьков символизирует у писателя серость и безысходность.
В начале 1890-х театралы нашего города были взбудоражены визитом сразу двух мировых звезд – актрис-соперниц Сары Бернар и Элеоноры Дузе. Причем, обе были приняты публикой на ура. Но первая получила не самые лучшие отзывы от местной прессы, которая назвала великую француженку «фальшивой». Особенное возмущение вызвали дорогие туалеты Бернар – на сцену актриса выходила в собственных шикарных украшениях и нарядах.
А вот Элеонору Дузе харьковская критика приняла более чем благосклонно. Итальянская актриса была в нашем городе с 26 мая по 2 июня 1891 года. Интересно, что и Бернар, и Дузе играли во время гастролей одну роль – Маргариту Готье из «Дамы с камелиями» Дюма-сына. Один из харьковских критиков решил сравнить исполнение двух артисток, заметив, что перед Элеонорой Дузе «снимаешь шляпу», а вот в Сару Бернар «камень, конечно, не кинешь, но и преклоняться не перед чем».
Великий композитор бывал в нашем городе много раз. Первый его визит состоялся еще в студенческие годы в 1892 году, а последний – в 1917-м, как раз перед эмиграцией. Одна из причин частых визитов – крепкая дружба с харьковчанином Михаилом Слоновым. Последний в 1892 году организовал для пианиста концертный тур по различным городам, в ходе которого они прибыли и в Харьков.
Молодые музыканты остановились у купца и благотворителя Якова Лысикова, близкого друга семьи Слонова. Первое выступление было в Городском доме, а второе – в Дворянском собрании.
Сергей Рахманинов также был дружен с семьей Алчевских, так что не раз гостил и играл в их усадьбе. Всего великий композитор и пианист побывал в Харькове с концертами 13 раз!
На тему «Чехов и Харьков» даже пишутся научные статьи. И это неспроста. В своих письмах Антон Павлович упоминал наш город и губернию более 30 раз. А еще считается, что Харьков появляется в чеховских произведениях даже чаще, чем Санкт-Петербург. Правда, справедливости ради, стоит заметить: обычно Харьков символизирует у писателя серость и безысходность.
Сам Чехов впервые приехал в наш город в мае 1899 года. Но впечатления об этом визите находим только 2 года спустя. Во время поездки по Италии писатель замечает: «Рим похож, в общем, на Харьков…». И тому, и другому городу на самом деле писатель противопоставлял свое «светлое воспоминание» о Венеции.
Кстати, вполне возможно, что подобное отношение Харьков получил из-за личной драмы. Антон Чехов, актриса Мария Доленко и студент Харьковского ветеринарного института Николай Агалли – такой любовный треугольник случился в молодости писателя. Девушка предпочла другого, и Чехов пережил этот разрыв молчаливо, но отголоски переживаний можно найти в нескольких произведениях писателя. Например, герой рассказа «Перекати-поле» готовится поступать в Харьковский ветеринарный институт из расчета: «Я не желал быть ветеринаром, но мне говорили, что кончивших курс в институте принимают без экзамена на третий курс медицинского факультета».
Читайте также: «Попал в новый для меня мир»: Харьков в воспоминаниях известных писателей
Великая американская танцовщица-новатор несколько раз приезжала с гастролями в Харьков. Интересна заметка в газете «Южный край» 1913 года под названием «Беспорядок в городском театре». Автор в красках описывает, какой ажиотаж был из-за покупки билетов на выступление Айседоры Дункан: «Публика установила еще третьего дня очередь на запись, и вчера чуть не с рассвета началось дежурство студентов, курсисток и прочих. Стычки, пререкания, ссоры из-за очереди почти переходили в драку. Особенно отличались дамы. Не было никакой возможности успокоить культурную публику».
Когда открылась касса и вовсе началась «форменная битва»: «Женщины цеплялись друг дружке за волосы. Мужчины, забыв рыцарское почтение к дамам, толкали женщин самым бесцеремонным образом. Достаточно сказать, что после всего было найдено на поле битвы большое количество женских гребешков и шпилек, носовых платков, кошельков. А еще утверждают: харьковская публика без темперамента…».
Основатель новой науки, полярный исследователь, успешный спортсмен, лауреат Нобелевской премии мира, политический деятель… А еще человек, который спас миллионы людей. Все вышеперечисленное про норвежца Фритьофа Нансена.
В 1922 году он разработал паспорт для беженцев без гражданства для того, чтобы они легко могли найти приют в других странах. Илья Репин, Владимир Набоков, Сергей Рахманинов и еще 450 тысяч людей были обладателями такого документа.
А годом ранее Фритьоф Нансен приезжал в Харьков с важной миссией. В 1921 году в Украине и на Поволжье разразился ужасный голод. Деятельный норвежец выступил на заседании Лиги Наций с призывом помочь погибающим людям, но в Европе боялись любым образом поддерживать большевиков. Тогда Фритьоф отправился за доказательствами. Привезенные фотографии живых скелетов и гор трупов ускорили процесс сбора пожертвований. Например, Европейская организация помощи студентам кормила 3000 харьковских учащихся, снабжала их учебной литературой и одеждой.
Нансен сам приезжал в СССР контролировать процесс. В Харькове он попросил выделить здание в центре города, откуда будут распределяться еда, витамины, лекарства. Кроме этого, по всей территории Советского союза миссия Нансена учредила детские дома. Норвежец посетил такое учреждение в Харькове, где воспитывались 85 сирот. Одна девочка написала Фритьофу Нансену стихотворение, которое заканчивалось так:
Привет тебе, великий Нансен,
От маленьких твоих друзей!
Не забывай, великий Нансен,
Счастливых, радостных детей.
В 1927 году американский писатель был приглашен в Москву на празднование 10-летия Октябрьской революции. Драйзеру удалось уговорить советские власти дать ему разрешение на тур по стране. За несколько месяцев американский классик посетил Киев, Одессу, Ростов-на-Дону, Ленинград, Тбилиси, Баку… 16–17 декабря 1927 года Теодор Драйзер провел в Харькове.
Сначала наш город совсем не понравился автору «Американской трагедии». Но вечерняя культурная программа первого дня изменила его впечатление. Сперва Драйзер отправился в Драматический театр на «Риголетто», где его «удивила превосходная постановка и игра». Но еще больше поверг его в восторг визит в Оперный театр: «голоса были прекрасны, и «Кармен» была лучшей из тех, которые я посещал до этого». Поэтому, возвращаясь в гостиницу, литератор замечает в своих записях, что его мнение о Харькове неуклонно растет.
На второй день Теодор Драйзер посетил Электромеханический завод, назвав его самым большим из тех, которые он видел. Затем писатель отправился на выставку украинского искусства, где захотел приобрести одну из картин. Но особенно поразил Драйзера Госпром, а также архитектурные чертежи и планы, которые ему показали. Писатель заключает в своем дневнике: «Легко поверить, что через десять лет в Харькове будет украинский Чикаго».
Андрей Тарковский всегда отличался тем, что снимал свои фильмы монтажно, то есть, по сути, на последнем этапе создания произведения выполнялась больше техническая работа. Но «Зеркало» – центральная картина в его творчестве – была снята и не монтировалась. Как вспоминал потом сам режиссер, он перепробовал два десятка вариантов, как сделать из эпизодов целостную киноленту. Среди всех эпизодов неигрового пласта, один как-то выбивался. Документальные вставки Гражданской войны в Испании, Великой Отечественной, пограничного конфликта с Китаем… и совершенно телевизионный сюжет: специалист с помощью гипноза излечивает парня от заикания. И женщина-врач, и мальчик Юра из технического училища – харьковчане. Когда было решено сделать этот эпизод прологом, мозаика фильма сложилась.
После выхода фильма Андрей Тарковский сам привез «Зеркало» в Харьков. Эта встреча со зрителями проходила в 1975 году в ДК Строителей. Интересно, что по воспоминаниям зрителей, режиссер больше говорил не о кино, а о философии и вере. Конечно, такой формат презентации существенно отличался от привычных в то время.
Читайте также: «Харьковский крах»: успех и трагедия миллионера Алексея Алчевского
Но не только в 19 и 20 веках в Харьков приезжали мировые знаменитости. Например, в 2008 году всемирно известный режиссер Эмир Кустурица побывал в нашем городе на съемках. Правда, в качестве актера. В киноленте «Прощальное дело» француза Кристиана Кариона он сыграл главную роль – полковника КГБ Ветрова.
Съемки длились три дня. И нашему городу тоже пришлось «сыграть роль» столицы Советского Союза 1980-х годов. Например, Университет им. В. Н. Каразина превратился в картине в МГУ им. М. В. Ломоносова, академия Говорова – в Лубянку, а станция метро «Госпром» – в станцию «Беляево».
Элеонора Бурдина