Чем больше изучаешь исторические хроники, письма, мемуары, записи церковных книг, тем больше узнаешь новых фактов, связанных с гетьманом Иваном Мазепой. Однозначно, это был эпохальный лидер Украины, который до сих пор остается яркой, загадочной и противоречивой фигурой в украинской истории.
И в этом году наша страна отмечает крупную историческую дату – 330-летие со дня избрания Ивана Мазепы гетманом Украины, которое состоялось 25 июля 1687 года во время казацкой рады возле реки Коломак.
Не всем, но многим в школьные годы довелось пережить такие уроки истории, на которых основной тезис заслуг гетмана сводился к одному: «Мазепа – предатель». При этом мало что рассказывали о Мазепе, как об эффективном управленце, военном тактике, знатоке культуры и искусства, приверженце развития образования, которое бы привело и к развитию Украины. В годы независимости Мазепа, наоборот, популяризовался как символ борьбы за свободу, который пытался освободить Украину из-под гнета Московского царства и сделать ее независимой. В свою очередь, Московский патриархат до сих пор не желает снимать анафему с Ивана Мазепы.
Времена Мазепы в значительной степени связывают и с возрождением летописи. Именно летописи многих исторических личностей помогли доказать значительный факт: Козацкая рада, во время которой Ивана Мазепу избрали гетманом Украины, состоялась именно на Харьковщине – в Коломацком районе, а не в Полтавской области, что тщетно пытаются доказать некоторые историки и эксперты уже много лет.
В связи с этим, на выходных именно в Коломаке провели масштабный культурно-художественный фестиваль «Гетманская слава», посвященный избранию Ивана Мазепы гетманом. Это событие посетило десятки тысяч человек, в том числе из Полтавы, Сум, Запорожья и других городов. Также на фестивале присутствовали представители рода Ивана Мазепы.
Нам удалось пообщаться с местным краеведом Алексеем Шинкаренко, который занимается изучением личности Мазепы с 1973 года, как только переехал в Коломак. Именно он доказал, что казацкая рада проходила в Коломакском районе.
Краевед ссылается на исторические источники, устные пересказы и записи в церковных книгах. Во-первых, как говорит Алексей Шинкаренко, в казацких летописях Самовидца, Грабянки и особенно в фундаментальной «Летописи Самойла Величка» описывались драматические события, которые происходили на территории Украины при Иване Мазепе. Кроме того, есть несколько очерков ученых и академиков об исторических событиях на территории Украины времен 17 века. Также в этих источниках четко описывается место, где проходила эта казацкая рада, а именно: на опушке на реке Коломак вблизи поселка Коломак, недалеко от Стрелечьей балки и села Хмелевого (нынешнее Высокополье).
Алексей Шинкаренко лично находил это место, и водил туда экспертов, которые подтвердили достоверность этого факта.
Также, как рассказывает краевед, соответствующие записи о заседании казацкой рады, когда был арестован предыдущий гетман Иван Самойлович и был избран новым гетманом Иван Мазепа, были сделаны и в церковной книге (летописи) Успенской церкви Коломака. В ней описывается место произошедших событий: на поле за рекой вблизи Коломака. «Эти записи видели многие люди, и передавали информацию из поколения в поколение. Однако, к сожалению, эта церковная книга на сегодня не сохранилась. Однако на нее ссылаются многие специалисты как на достоверный источник», – говорит Шинкаренко.
Как мы знаем, по другой версии, казацкая рада, на которой избрали Мазепу гетманом, проходила в Полтавской области. Однако прямых доказательств этого сегодня не нашли. «Полтавские историки ничего конкретного сказать не могут, только «может быть», «возможно», «приблизительно», «где-то здесь». Если бы они почитали летописцев 17-го века, могли бы уже сделать определенные выводы. По записям летописцев видно, что они были в Коломаке, а некоторые – даже были участниками этих событий», – отметил Шинкаренко.
Фестиваль «Гетманская слава» был стилизован под времена казачества. Не обошлось и без казацкого театра «Хортица – Запорожские казаки», театра реконструкции «Стальное княжество», показательных выступлений воспитанников конно-спортивной школы Государственной зооветакадемии.
Открывать фестиваль решился сам Мазепа, вернее его копия на современный лад. Актер, переодетый в гетмана, выехал на коне поприветствовать гостей фестиваля, которым пообещал мир и свободу в «незалежній і сильній Україні».
Изюминкой фестиваля стал конкурс куреней – казачьих жилищ – среди районов Харьковской области. У запорожцев куренем называли как небольшую деревню или казачий шалаш, так и селение казаков с куренным атаманом во главе. Задачей каждого района было соорудить курень, как можно более похожий на реальный, где были бы и шалаш, и казан с кашей, украинские блюда, казаки с шашками, дозорный на крыше и так далее. Каждый район отнесся к задаче креативно. Чугуевский район даже смог вживую воссоздать картину Ильи Репина «Казаки пишут письмо турецкому султану», где типичные казаки, точно вылитые с картины Репина, разыграли сценку с письмом.
Главное событие фестиваля – открытие памятника Ивану Мазепе в центре поселка, на улице гетмана Мазепы, возле озера. Памятник изготовил харьковский скульптор Сейфаддин Гурбанов на благотворительные средства и пожертвования меценатов (стоимость проекта – 600 тыс. грн.).
Хотя первоначально памятник должен был изготавливать совсем другой человек. Еще весной в поселке Коломак организовалась инициативная группа по реализации этого проекта. Тогда же провели конкурс на лучший проект памятника и публичное обсуждение эскизов. По результатам конкурса победу отдали проекту памятника Мазепе в граните и бронзе, авторами которого являются харьковский архитектор, мастер по изготовлению и реконструкции народных музыкальных инструментов Назар Божинский и скульптор Владимир Кочмар. Согласно их проекту, Мазепа должен был быть в латах, вокруг памятника предусматривалась небольшая ограда и лавочки.
Однако буквально за два месяца до юбилейной даты концепция внезапно поменялась. Руководство Коломакского поселкового совета неожиданно меняет подрядчика. И изготовление памятника поручают Сейфаддину Гурбанову, идея которого заняла второе место на конкурсе. Как позже пояснил поселковый голова Коломака Владимир Бабец, авторы-победители тянули время, не заключили договор и не сделали проектно-сметную документацию. При этом увеличилась и сама стоимость проекта до 1,3 млн. грн. А первоначально воплотить идею планировалось за 600-700 тыс. грн. Поэтому поселковый совет был вынужден поменять скульптора.
Как нам рассказал сам Сейфаддин Гурбанов, его известили о необходимой работе буквально за пару месяцев, а сам памятник он изготовил в очень краткие сроки – фактически за 20 дней. Может быть из-за этого не всем участникам праздника скульптура пришлась по вкусу. Некоторые посчитали ее простой и не доведенной до ума. Хотя в целом памятник считается одним из крупнейших памятников Мазепе в Украине. Высота его вместе с гранитным постаментом составляет около 5,5 метров. Сама фигура Мазепы отлита из холодного металла, постамент – мраморный. В правой руке у гетмана – булава, а в левой – сверток «Коломакские статьи».
Сам скульптор признался, что из-за нехватки времени он не успел сделать положенные барельефы. Но возможно это станет вторым этапом его работы, и все нюансы он доделает. Также Гурбанов рассказал, что изучал исторический архив перед тем, как создавать эскиз будущего памятника. «В частности, я изучил украинский орнамент, детали костюма тех времен, основные моменты биографии и характер гетмана. Точного изображения Мазепы, как мы знаем, не сохранилось. Из-за чего многие художники и скульпторы изображали гетмана по-своему. Так же и я, основываясь на исторические справки, в итоге создал свой художественный образ, как я представляю этого человека», – рассказал Гурбанов.
Теперь в планах – создать музей казацкой славы в Коломаке на том месте, где Ивана Мазепу избирали гетманом Украины.
Помимо множества казацких развлечений, песен, танцев, конных соревнований, гостей фестиваля порадовало яркая и красочная опера П. Чайковского «Мазепа» в постановке Харьковского национального академического театра оперы и балета им. Н. В. Лысенко. Опера состоялась на главной сцене под открытым небом и завершила фестиваль «Гетманская слава». В постановке оперы было задействовано 242 человека.
По замыслу постановщиков, опера не прославляет русское войско и не кидает тень предательства на гетмана Мазепу, сохраняя основную линию оперы – драматическую историю любви Мазепы и Мотри. Как рассказал директор ХНАТОБа Олег Орищенко, сценическое оформление символизирует развитие украинской государственности благодаря строительным лесам и конструкции, которая венчает в финале купол духовного и государственного преобразования.
Текст и фото: Юлия Ленская
Браво, Юліє! Чудовий, яскравий матеріал.
Дякую, Вікторе!