В прошедшее воскресенье, 1 ноября, в Харькове состоялся второй день фестиваля театра и перформанса «¡все иначе? Люди — Война — Общество». Фестиваль посвящен войне на территории Украины, а также социальным противоречиям, создавшим условия для эскалации конфликта.
И если первый день фестиваля как нельзя лучше актуализировал проблему войны и апатичности украинского общества к сложившейся ситуации, то второй фестивальный день поставил в тупик. Дело в том, что три проекта из четырех представленных 1 ноября на сцене «Березіль» показались, не то чтобы не актуальными общему контексту фестиваля, но скорее неорганично выпирали из этого контекста, попытавшись втиснуться в рамки мероприятия.
Итак, второй день открыл театр одного актера из города Черновцы. Олег Колянковский исполнил литературно-музыкальную композицию «Разрытая могила». Тексты, использованные в монологе, подобраны очень тщательно и являются актуальными в свете последних событий в Украине.
К слову стоит отметить, что символическая нагрузка, которая несла эта самая «окропленная кровью» лопата, была хоть и читабельна (проводилась параллель лопаты – разрытой могилы), но не имела логического обоснования в действиях героя. Перефразировав известную фразу Антона Павловича Чехова, если есть лопата, то ей должны в итоге копать (или что-то делать, чтобы обосновать ее присутствие). Символ ради самого символа – мертвый объект, к которому актер-демиург не приложил свою длань.
В отличие от вышеприведенной композиции, все последующие проекты касались тематики войны (в самом широком смысле) очень косвенно, уводя публику, подчас, в совершенно иные темы, не связанные с современными проблемами украинского общества.
Танец Антона был бессознательным выплеском присущих ему импульсов, выраженных в виде того, что можно охарактеризовать как наивное искусство. Чувствовалось, что исполнитель испытывает удовольствие от того, что происходит на сцене, однако зрительный зал испытывал некоторую неловкость от увиденного и легкое недоумение.
История, рассказанная автором данного перформанса была призвана показать процесс той самой десинхронизации целого поколения «советских людей», которые жили в ритме «советского общества», а когда это общество перестало существовать люди не смогли подстроиться под ритм современности, оставшись рассогласоваными. Именно рассказ Антона о своем детстве и «Де|Синхронизации» со временем вызвало широкую дискуссию в зале. Однако вопрос о том, было ли необходимо показывать данный перформанс в рамках фестиваля остается риторическим.
Необходимо отметить, что имя Уте Кильтер и его вес в современном украинском искусстве дало почву для высоких ожиданий от работы эпатажного арт-критика, ожидание, что зрителю представят высокий уровень владения одной из популярнейших сегодня форм искусства – перформансом. Да простят меня страстные поклонники Уте Кильтер, но «Рассказ» автора больше походил на зачетную работу нерадивого студента, нежели на профессиональный перформанс. Поскольку автор данной работы, как никто другой, должна иметь представление о базовых элементах перформанса, таких как время и место, тело перформера и его взаимоотношения со свидетелями действия. Последний элемент выпал и происходящее было выставленным арт-объектом, в котором зритель играл пассивную роль.
Втискивание фигуры Бойса в контекст войны на Востоке Украины и рефлексии относительно данного конфликта выглядело очень искусственно, будто ребенок пытается втиснуть кубик в круглое отверстие. И даже смалец и мед – излюбленные материалы в перформансах Бойса – не помогли втиснуть этот «кубик» Уте Кильтер в тематику фестиваля.
Завершил второй фестивальный день отрывок из будущей постановки по мотивам романа Эриха Марии Ремарка «Черный обелиск». Отрывок был назван «Самый выгодный сезон торговли погребальными принадлежностями», однако ничего не имел тождественного с названием.
Не зря вопросу актуальности в контексте фестиваля уделяется особое внимание, поскольку цель, заявленная организаторами – «рефлексия о конфликте через театр и перформанс». Была ли рефлексия от увиденного 1 ноября, вопрос индивидуальный для каждого из присутствующих в зрительном зале. Кто-то отыскал для себя актуальность, кто-то пожал плечами и буркнул «дичь». Как бы там ни было, фестиваль «¡все иначе?» предоставил уникальную возможность познакомиться с мнениями актеров, режиссеров, перформеров из разных уголков Украины относительно происходящего сейчас на востоке страны и в нас самих, под влиянием этих событий. В этом самая большая заслуга фестиваля.
Роман Шемигон