Уже много лет борьба с коррупцией в нашей стране ведется «по всем фронтам». Но коррупционный «виз» хоть и скрипит на политических поворотах, и все еще едет исправно. Сегодня наше общество имеет уникальный шанс здвинути его с «наезженной колеи». Используем ли мы его?
Изучению феномена украинской коррупции посвятили внимание множество ученых и специалистов – как отечественных, так и иностранных. Правда, такие фамилии, как Багрий-Шахматов, Виноградов, Гаращук, Кальман, Кальныш, Новаков, Серегин, Трунцевський, Шамрай, Кауфманн, Сатаров, Солтман и много других мало что скажут обычному гражданину, хотя и принадлежат известным и авторитетным специалистам в области права и социальных дисциплин, которые серьезно занимаются проблемами коррупции в Украине. Более того, примерно с 2005-2006 годов основательные исследования причин возникновения и путей преодоления коррупции в Украине начали проводить и известные международные структуры.
Так, базовое исследование для «Пороговой программы», разработанной Правительством Украины, в котором также было задействовано Агентство США по международному развитию, началось именно в тот период. В рамках масштабного проекта Киевский международный институт социологии провел общенациональный опрос населения Украины относительно распространения коррупционной деятельности и ее видов в наших условиях.
К сожалению, в последующие годы можно было наблюдать некоторое свертывание изучения такого сложного вопроса, как причины и противодействие коррупции в условиях постсоветской трансформации общества. Но, несмотря на политические перипетии, абсолютно нет они не пошли.
Поэтому, к какому мнению пришли специалисты? Что думают ведущие эксперты по поводу возможности преодоления коррупции в Украине?
Интересно, что, согласно опросам, около трети украинцев были готовы к защите собственных прав, в том числе и тех, которые нарушают коррумпированные чиновники или представители правоохранительных структур. Из них подавляющее большинство составляли мужчины, прежде всего, среднего возраста, молодежь, люди с высшим образованием и относительно высоким доходом – они и являются социальной базой для реального противодействия распространению коррупции в стране. Социологический опрос 2013 года, в рамках исследования «Барометр мировой коррупции» проводили Transparency International и Gallup International Association, показали уже существенно иную картинку.
Протестовать против коррупции сейчас готовы уже 68 % украинцев, из них выйти на улицу способны 36 %.
Расширяется и социальная база антикоррупционного движения. К ней все больше приобщаются люди среднего и старшего возраста, которых коррупция, как говорят в народе, «достала».
Если же говорить о новейшие тенденции, то анализ прессы и опросов показывает, что в обществе ходят не просто антикоррупционные настроения, а прямые требования люстрации коррумпированных чиновников (от лат. lustratio – очищение) – это запрет в течение определенного времени или пожизненно работать на государственной службе деятелям высокого ранга, которые себя скомпрометировали.
Термин обычно употребляется в отношении процессов в посткоммунистических государствах Европы с конца 80-х годов XX века, где люстрацию применяли к чиновников коммунистического режима, бывших агентов тайной полиции, иногда – до всех членов коммунистических партий. В частности, люстрация была проведена в Чехии, Польше, Германии, Венгрии, Румынии, Грузии, Литве, Латвии, Эстонии и других государствах.
В Украине требования люстрации касаются не столько представителей той или иной партии, сколько госслужащих и чиновников высокого ранга, которые принимали участие в организации крупномасштабных финансовых афер, хищении бюджетных средств и создании таких условий ведения бизнеса, которые провоцировали предпринимателей и граждан «покупать» разнообразные «разрешения», «сертификаты» или возможность уклоняться от уплаты налогов и т.д.
Сейчас Верховная Рада с жаром спорит относительно принятия закона о люстрации судей, а именно законопроекта № 4378 «О восстановлении доверия к судебной системы Украины» или одном из альтернативных вариантов этого законопроекта – № 4378-1 и № 4378-2. Возможно, когда эта газета дойдет до читателя, этот закон уже будет принят. Хотя, возможно, и наоборот.
Еще один вопрос, на который постоянно пытаются ответить различные эксперты: почему коррупция так пышно расцвела именно в нас? По одной из точек зрения, ответ нужно искать в истории. Украинцы веками жили в чужих государствах. Казалось бы, какая разница, юрисдикции какой страны ты подчиняешься? Оказывается, есть. Если вы живете в чужой стране, вы относитесь к нему отрицательно, не уважаете ее законов. А если нет уважения к законам, то ради индивидуального выживания используют все подходящие средства.
Таким образом коррупция становится естественным средством выживания. Советская власть не изменила собственно процесс, она лишь исключила монетарную составляющую. Вместо денежных взяток появился «блат».
С появлением независимости тоже ничего существенно не изменилось (ведь народ в широкой массе так и не получил «своего» государства, которому он мог бы доверять).
Казалось бы, подобные рефлексии касаются прошлого, а борьба с коррупцией – это дело построения будущего. Наверное, да, но без анализа прошлого, мы в очередной раз можем наступить на те же «грабли».