Инцидент в Золотоноше, появление во Львове объединения «Ловці» и сожжение ромского лагеря на Лысой Горе в Киеве, названное правыми активистами «уборкой мусора» – словно эхо трагедии, разыгравшейся год тому в Ольшанах, Харьковской области. Печальную славу поселок обрел 16 мая 2017 года, когда из огнестрельного оружия был убит один из наиболее уважаемых жителей местной ромской общины – 49-летний Николай Каспицкий.
На пустынной, пыльной площадке, неподалеку от вычурного здания сельского совета стоит одинокая корзина с искусственными цветами. Именно на этом месте, по словам активиста и нашего ромского гида, Вадима Матюшенко, почти год тому был застрелен Николай Каспицкий. Сейчас тут безлюдно и тихо. Наш бусик, не останавливаясь, движется дальше.
То есть меня редко идентифицируют как цыгана. Может быть это внешний вид, может быть то, что я работал в госструктурах и у меня такая постановка речи, поведение и одежда все это немножко ломает у людей стереотипы.
Невидимость сопровождает почти всех ромов, если те не выглядят как типичные цыгане с картинки. Броская, с отголоском востока одежда, кочевой способ жизни, криминальная деятельность в качестве работы. Заметны лишь те, кто соответствует подобным ожиданиям, невольно способствуя подкреплению негативного стереотипа.
Хорошая работа, опрятная одежда и статус словно переводят ромов в иную категорию, “нормальных граждан”, то есть не цыган, тем самым как бы лишая национальную идентичность последних положительной стороны. Порой доходит до смешного, как в истории с так называемыми «ловцами», львовской организацией, решившей без суда и следствия отлавливать кочевых ромов и сдавать их в полицию.
Читайте также: «Совок вызывает во мне ярость» — интервью с харьковским топ-блогером Анной Гин
Со слов Вадима, невидимость сопровождает почти всех ромов, если те не выглядят как типичные цыгане с картинки. Броская, с отголоском востока одежда, кочевой способ жизни, криминальная деятельность в качестве работы. Заметны лишь те, кто соответствует подобным ожиданиям, невольно способствуя подкреплению негативного стереотипа.
За заборами буйство цветущей сирени. Машина останавливается напротив ворот где нас встречает вдова Николая Каспицкого – Людмила, невысокая, худощавая женщина со слегка тронутыми сединой волосами. Сегодня в ее дворе идут ремонтные работы. Брат погибшего – Александр и двое из трех сыновей Людмилы заняты подновлением цоколя. Рядом беспечно разгуливает парочка хозяйских коз и рябой цыпленок, за домом же расположился сарай где семья разводит свиней и кроликов, а в пыли, перед огородом копошатся идейки.
В свое время семья занималась обустройством не только личного, но и общественного пространства. На уличный колодец Николай некогда установил насос, чтобы ни домашним, ни соседям не приходилось крутить ворот, а недалеко от двора расположена детская площадка, на строительстве которой работал как отец семейства, так и его сыновья.
– Собирались по улице тут и все вместе делали площадку. Думали внучок будет. А родился внук, он только раза два успел сходить с ним на площадку, порадовать его.
На пышно разросшиеся у ограды бурьяны Людмила указывает с досадой.
– Мы только этот год вот пропустили, а так всей улицей собираемся, вырубуем тут все, косим. Но сейчас детям моим не до этого, сейчас они не в том состоянии. А так площадка всегда ухоженная была, не росло так все.
Как считают ромы, конфликт, в результате которого погиб Николай, разгорелся на почве ненависти к их национальности, достигнув кульминации после того, как нынешний поселковый голова Ольшан, Андрей Литвинов ударил Руслана, младшего сына Людмилы и Николая. Словесные перепалки между семьями происходили и раньше, впрочем, далеко это никогда не заходило.
– Мы нормально жили. – вспоминает Людмила – Но ему что-то цыгане не так. И он стал говорить, «А вы, цыгане, что для Ольшан сделали?», а Коля говорит: «А ты что сделал? Та я то и то сделал». Коля – «Так это ж твои обязанности! А вы тут крадете воруете». Коля говорит, «А ты покажи пальцем на моих детей если они что-то сделали, что-то уворовали. Та вы все одинаковые!». А Коля – «Да и вас разных тоже много. И как все мы одинаковые? Чего ты по одной мерке меряешь всех? Ты вот на мою семью скажи, что они сделали?».
Читайте также: Бандитский Харьков: самые опасные районы нашего города
– У нас было бы ничего, если бы не вот эта беда. – говорит Александр – А сейчас у нас желание одно, чтобы наказали виновных, больше мы не хотим ничего. У нас много знакомых славян и мы друг против друга ничего не имеем. Нам нужно чтобы виновные были наказаны, а больше нам ничего не надо.
Стоит сказать, внезапность расправы и отсутствие правосудия пугает не только ромов. Жители улицы, на которой проживает семейство Каспицких в случившемся видят угрозу не только для цыган, но произвол, угрожающий всем обитателям Ольшан.
В обоих случаях, как Ольшанской трагедии, так и истории с погромом на Лысой Горе в Киеве, о вероятности которого местные власти были заранее предупреждены активистами, отсутствие примерного наказания будет крайне негативным сигналом.
– Іспуг був не за то, що роми щось будут робить, а за те, що серед білого дня там автоматна очєредь, чи що там. – говорит Людмила, одна из жительниц поселка – Стріляли на глазах у всіх, возлє дєсткого садіка, возлє школи. Просто возлє детского учрєждєнія, вбить чєловека. Єслі щас стріляють в рома, завтра будуть точно так в обичного чєловєка, бо він чимось не угодив? В любой национальності єсть свої недостатки і із’яни, тому ромы не ромы, разніца не большая.
Похожего мнения придерживается и одна из соседок Каспицких – Наталья:
– У нас все просто – сьодні їхніх, завтра наших.
Впрочем, о недавнем сожжении ромского табора в Киеве ни Людмила ни ее сыновья, занятые домашним хозяйством и работой в Харькове не слышали. Из присутствующих в курсе последних событий лишь Вадим и Александр.
Наличие проблем, вроде преступности или нищенство среди ромов активист не отрицает, однако уверен – бедственное положение большого количества людей не может быть личным выбором. К такому способу жизни прибегают от безысходности.
– Это не касается национальности, просто это самый низший социальный уровень, состоящий из тех, кто попал в эту среду. И неизвестно как другой человек себя поведет, попав в нее. То есть это на самом деле страшно. Ведь тут получается цепная реакция. На квартирный учет таких людей поставить невозможно так как у них нет документов, найти временное жилье невозможно, так как нету документов, получить образование или хорошую работу нет возможности так как нет документов и все завязано на первой инстанции получения документов. А те, кто на сегодняшний день постоянно пребывают в этой ситуации, это получается уже не одно поколение, воспитанное в таком положении и им очень сложно оттуда вылезти.
Межэтническое насилие – комплексная проблема, иногда тесно связанной с недооценкой или нивелированием влияния исторически сложившейся ситуации на судьбы и мнения людей. Статус кво поддерживается как приводящими к дегуманизации стереотипами, так и невидимостью огромного количества ромов, успешно включенных в социальную и экономическую жизнь общества.
– Это не проблема ромов, это проблема государства, – уверен активист – причем не только с ромами, но и с другими национальностями и группами, которые находятся на таком же положении – социального меньшинства.
Читайте также: Ешь, молись, люби: 10 протестантских церквей Харькова
– Вот я могу приехать в любой город и даже если у меня там нет знакомых, я могу созвониться со своими родственниками, друзьями и сказать: я нахожусь в таком-то городе. Я без денег, без паспорта, мне негде переночевать. По цепочке все равно найдется чей-то родственник в том городе, приедет, накормит, напоит и, если нужно, еще на дорогу даст. Вот это вот объединение неформальное, оно на протяжении многих столетий, оно есть. То же самое волонтерство. Среди волонтеров тоже есть вот это. Ты волонтер, ты нам помогал, будешь в любом городе мы тебе поможем, найдем кто тебя встретит.
Метод “разрубания узла”, вроде изгнания или отторжения определенных групп в долгосрочной приводит к замалчиванию и обострению существующих проблем. От того, будут ли сделаны правильные выводы в вопросе ромов зависит не только повторение нежелательных инцидентов, но и успех построения в Украине инклюзивного общества, способного непредвзято и глубоко рассматривать проблемы самых разных социальных групп.
Наталья Маренич
Спасибо за хорошую статью.
Журналист, написавший эту статью и разжигает межнациональную вражду. Зачем вы пишите неправду и открыто лжёте в статье. Взяв в интервью пару человек, тем более соседей, брать под лебедку весь посёлок не стоит. Вы открыто предоставляете информацию не оценивая её объективно.
[…] […]
[…] […]