3 декабря стартовал совместный украинско-польский проект «UKRoPOLis-2014», который открылся моноспектаклем Анджея Северина «Шекспір Forever!».
Стоит отметить, что данную работу известного актера и режиссера Польского театра в Варшаве Анджея Северина харьковчане увидели впервые. Моноспектакль «Шекспір Forever!» является авторским проектом польского актера и представляет собой «личное прочтение разнообразных сочинений Шекспира в контексте взлетов и трагедий современного человека», – говорится в аннотации.
Когда слышишь словосочетание «польский театр» невольно представляется Ежи Гротовский со своим Бедным театром или Тадеуш Кантор и его театр смерти, а также корифеи современного польского театра – Кристиан Люпа и Кшиштоф Варликовский, вклад в театральное искусство которых является не менее значимым, чем их всемирно известных предшественников.
И если бы не вышеобозначенные ассоциации с «польским театром» все было бы более чем «мило, весело, душевно» в выступлении Анджея Северина. Однако есть несколько моментов, на которые хотелось бы обратить внимание зрителя и читателя.
Первое, что заставило насторожиться при входе в зал театра «Арабески» – это «классический» для моноспектаклей антураж сцены, который был представлен старым стулом, накрытым красной тканью (голословный элемент театральности в любую эпоху), бутылью с таинственным содержимым (по ходу действия моноспектакля бутылка оказывается вместилищем «хереса»), клубками ниток, тканью и другим реквизитом. Сцена говорила сама за себя – мы находимся в ожидании традиционной любительской постановки «классического» театра, но никак не на моноспектакле одного из ведущих польских актеров, олицетворяющих собой целую эпоху.
Когда Анджей Северин вышел на сцену и пояснил, какова цель его моноспектакля – во встречах и общении со зрителями лицом к лицу без «посредничества» камер и других технических средств – стало очевидным, что формат мероприятия скорее можно охарактеризовать, как моноспектакль-мастер-класс «как играть Шекспира». Польский мэтр сразу обозначил: все, что происходит на сцене должно происходить в нашем воображении, как некогда этого достигал Шекспир в своем театре «Глобус».
Почему? Потому что пьесы Шекспира имеют необычайную бессознательную глубину, приблизиться к которой удавалось разве что Питеру Бруку и еще нескольким режиссерам в истории театра. «Шекспір Forever!» – скользнул по поверхности и показал лишь бутафорскую картинку, пошлый театральный муляж, некогда ненавистный самому Шекспиру. Все было ненастоящее, не было ощущения, что перед тобой опытный актер с многолетним стажем. Элементы дидактичности мешались с самым что ни на есть настоящим кривляньем, характерным для академической актерской школы, этой «характерностью» в изображении тех или иных персонажей, взятой с поверхности их образов.
Отдельной благодарности заслуживает финальное прочтение Анджеем Северином польского перевода «Заповіту» Шевченко и прощальное «Слава Україні». Низкий поклон за сей жест.
Читайте также о том, мертв ли харьковский театр? «Да, мой Фюрер» и «Рыба в клетке»: мысли о недавних постановках.
Фото: Teatr Polski im. Arnolda Szyfmana w Warszawie.
Роман Шемигон