Реставрация картин – работа по восстановлению состояния художественных полотен, максимально приближенного к моменту его создания. Галерея эксклюзивных картин Art Vernissage расскажет, как реставрируют картины.
«Для чего необходима реставрация?» – спросите Вы. Большинство картин со временем теряют экспозиционный вид. На это влияет множество факторов: слишком низкая температура или высокая влажность; небрежное отношение к произведениям искусства; деформация красочного слоя из-за пылевого загрязнения или потускневшего от времени лака. Следовательно, целью реставраторов является улучшение внешнего вида потускневших шедевров, устранение всех трещин и сколов, а также их консервация.
Еще издавна в средневековых документах были первые упоминания о реставраторах, которые могли «вдохнуть» в шедевр новую жизнь, в прямом смысле «спасти» художественное полотно от утраты его навеки.
Прошло много времени, навыки и способы реставрации усовершенствовались. Несмотря на то, что реставрация – это всегда крайняя мера, истинные хранители и обладатели произведений искусства идут на риск для того, чтоб сохранить редкую или же просто свою любимую картину в надлежащем виде.
Существует несколько современных методов реставрации, среди которых: научная и коммерческая. Научная реставрация направлена на то, чтобы полотно не утратило художественной ценности. Реставраторы бережливо относятся к истории картины и практически не затрагивают само изображение, а работают только с повреждениями, которые образовались с течением времени. Коммерческую реставрацию выбирают для того, чтобы придать художественному полотну примечательный вид и сделать его «товарным».
Несмотря на выбранный метод реставрации, основной задачей специалиста остается восстановление произведения с точным воспроизведением оригинала.
Реставрация полотен становится необходима, когда произведение искусства получает повреждения, которые могли образоваться из-за неправильного хранения картин или из-за неблагоприятных условий.
Ежедневно реставраторы сталкиваются с массой дилемм, которые им предстоит выполнить с максимальной точностью первоначального облика.
Довольно распространенной проблемой является провисание и порывы произведения живописи, загрязнения лаковой пленки, а также красочный слой, который имеет свойство отслаиваться.
Мастера по реставрации художественных картин исполняют реставрационные работы любой сложности. В первую очередь реставратор исследует картину на повреждения и проводит диагностику. В зависимости от количества процессов, емкости работы, состояния картины, целей заказчика и себестоимости самого полотна специалист определяет стоимость работы и сроки ее выполнения. После этого реставратор начинает выполнять меры по устранению проблем. Процесс реставрирования картин долгий и трудоемкий, но для настоящих мастеров своего дела это не есть проблема.
Одной из основных проблем является отслоение красочного слоя. Такая деформация картины устраняется за счет осетрового клея, благодаря общей проклейке, которая выполняется под слоем папиросной бумаги.
Если картина имеет большое количество сколов и трещин, то это можно исправить за счет местного проклеивания. Если трещины и сколы слишком больших размеров, то художественное полотно следует проклеить дополнительно.
После проделанной работы, следует натянуть полотно на рабочий подрамник. Это позволяет выполнять дальнейшие процессы реставрации на полностью натянутом холсте.
Как известно, художественные произведения тоже имеют срок годности. Со временем из-за неправильного хранения холст становится закостенелым. Исправить эту проблему можно с помощью раствора воды и пинена, которым специалист смазывает холст с обратной стороны. С помощью данной смеси холст размягчается и растягивается.
После выравнивания холста специалист укрепляет его повторно. После того, как холст был смягчен и растянут, мастер обнаруживает новые проблемные участки.
Чтобы исправить прохудившиеся кромки реставратор дублирует старый холст новым. Лишь новые кромки позволяют полотну держаться на обновленном подрамнике. После этого полотно снимают с рабочего подрамника. Затем происходит натяжка полотна на новый подрамник, который имеет особую конструкцию. Он должен быть оборудован специальными клиньями, которые в дальнейшем позволят подтягивать провисающий со временем холст.
Для возобновления красочного слоя реставратор использует нейтральные тонировки. Они должны быть максимально приближенными к тем, которые использовал автор. Следует помнить, что вмешательство в авторскую живопись должно быть незаметным после реставрации художественного полотна.
На завершающем этапе, картину после реставрации покрывают защитным лаком, это позволяет сохранять полотно в надлежащем виде на протяжении долгого времени, с условием правильного хранения и уходом за полотном.
Важно, чтобы на художественные полотна не попадали прямые солнечные лучи, брызги, копоть и сажа.
Соблюдая все вышеперечисленные аспекты, Ваша картина прослужит Вам много лет!