За время существования волонтерское движение прочно вошло в жизнь как европейских стран, так и США, где показало себя эффективным социальным механизмом. В Украине это движение довольно молодо, однако события на Донбассе показали, что помощь от волонтеров зачастую приходит быстрее и эффективнее, чем от официальных структур.
Директор общественной организации «Линия согласия» Наталья Пальчик и волонтер кризисной психологической службы Ольга Ладия занимаются таким важным направлением, как психологическая помощь мирному населению, пострадавшему в зоне АТО. За время работы в волонтерском движении они выработали свое понимание того, что такое волонтерство, в чем заключается миссия волонтера и что это движение может дать Украине.
– В волонтерском движении вы занимаетесь оказанием психологической помощи пострадавшим. Расскажите о направлениях и результатах вашей работы?
Ольга: – Когда в Харькове появились первые пострадавшие от войны, людям «помогающих» профессий стало очевидным, что война – сильный стрессовый фактор, воздействующий на психологическое здоровье человека. Поэтому первые четыре месяца АТО мы сконцентрировались преимущественно на оказании кризисной психологической помощи. Переселенцы, которые приезжают, живут в состоянии постоянного стресса и неуверенности в будущем. У многих из них опускаются руки, они перестают хотеть улучшить свою жизнь. Возникают конфликты – между самими переселенцами, между переселенцами и представителями власти, переселенцами и волонтерами.
На борьбу с этими отрицательными явлениями, на обучение культуре диалога должны быть направлены серьезные психологические программы. Например, в США, после войны во Вьетнаме, хотя она и проходила не на американской земле, такие программы длились не один год.
Ольга: – Самое важное, что сделали эти мероприятия – они возродили в людях веру в других людей. Да, мы не смогли всех обогреть, не смогли решить все их проблемы, но они увидели нас, открытых и готовых помогать. Действия волонтеров в целом помогают жителям Донбасса отказаться от негативного образа Украины и украинцев, навязанного им пропагандой.
– В социальных сетях есть много положительных отзывов о вашей работе с детьми из зоны АТО. В чем заключалась специфика этой работы?
Ольга: – Дети честны, и, наверное, поэтому включаются в работу лучше, чем взрослые. Даже, казалось бы, простые занятия по лепке и рисованию, которые мы проводили, содержали в себе психологические методики, направленными на снижение агрессии и сброс негативных эмоций. Много наших практик было направлено на отыгрывание страхов – ведь дети видели убитых и раненых, проводили недели в подвалах.
Наталья: – Я могу привести пример. Есть такое упражнение – называется «Деревце».
Когда мы спросили одного мальчика о том, что не так с его деревцем, он сказал, что у него оторваны корни.
В ходе игры мы помогли этим корням отрасти, полили их, удобрили, все было весело и радостно. А потом узнали, что ребенок здесь один, живет у тети, а его родители остались в зоне АТО. То есть, через игру он показал свое одиночество здесь, и мы помогли ему с этим одиночеством бороться.
Ольга: – Со временем мы начали реализовывать проекты, которые охватили и культурно-образовательные направления. Одним из них стал спектакль, в котором все построено вокруг снятия агрессии и негатива. В конце спектакля надо было засадить пустыню цветами и загадать желание. К этому присоединились не только дети, но и плачущие взрослые. И все, не договариваясь, желали, чтобы война закончилась.
Второй проект нам помогли реализовать харьковские волонтеры-кинологи. Это уникальные люди, которые в мирное время со своими собаками на добровольных началах помогали МЧС искать пропавших и пострадавших в катастрофах.
Председатель поисково-спасательного кинологического общества волонтеров «Щит» Игорь Гутник сам вышел на нас и предложил для беженцев интерактивное общение с их питомцами. А ведь эти питомцы, это не просто собаки, а существа, которые любят людей, никогда их не обидят. Война – страшная вещь, она вызывает в людях недоверие к другому человеку. Но через общение с животным люди могут вновь научиться доверять.
Третий проект был реализован при помощи сотрудников Харьковского литературного и Харьковского художественного музеев, а также педагога-новатора Валерия Лейки. Понимая, что не все дети переселенцев смогут пойти в школу первого сентября, они организовали в лагере «Прометей», где таких детей больше всего, День знаний. Лагерь на один день превратился в интерактивную площадку, в мероприятиях с удовольствием принимали участие не только дети, но и взрослые.
– Ваш опыт психологов, должно быть, помогает и в понимании феномена волонтерства. Что, по вашему мнению, побуждает людей идти в волонтеры?
Ольга: – Люди идут волонтерить по двум причинам. Первые – от избытка. От избытка душевного тепла, щедрости, хороших личностных качеств, от избытка опыта или финансового ресурса и тогда эта помощь во благо всем. Другие люди идут в волонтеры от недостатка того, что пересилено ранее. Естественно, волонтерское движение станет лучше, если людей, идущих в волонтеры «от избытка» будет больше.
Наталья: – Здесь в пример можно поставить наших волонтеров с Донбасса. Они лишились крова, приехали сюда, кое-как обустроились, и сами начали помогать другим. И таких людей уже много.
Ольга: – Волонтерское движение у нас только зарождается, поэтому каких-то формальностей по входу в него нет.
Наталья: – Человек обычно приходит к нам с желанием помогать, но часто не знает, что с этим желанием делать. Потом он начинает действовать, видит, что у него получается лучше всего, и работает в этом направлении. Или человек видит, что есть какая-то незанятая ниша, какой-то пробел и его заполняет. Кроме того, мы, волонтеры, иногда сами обращаемся за помощью к людям, которые могут помочь в каком-то специфическом вопросе.
– Каковы, по вашему мнению, перспективы волонтерского движения в Украине? Что необходимо для того, чтобы оно стало более эффективным?
Ольга: – Волонтеры – это прообраз организации будущего. Как минимум потому, что пока это одна из немногих форм, успешно реагирующих на очень динамичное изменение внешней среды. Почти все известные мне волонтерские сообщества построены (или сложились) по матричному принципу – каждый выполняет свою функцию, видя весь объем организации, и всегда готов взять на себя функцию рядом. Глобальность задач, решаемых этим способом, просто потрясает.
Чтобы волонтерское движение стало эффективным социальным механизмом, следует сделать еще многое. Крайне необходимо новое законодательство, которое поможет нам более эффективно взаимодействовать с органами власти.
Наталья: – Для развития волонтерского движения необходимо, чтобы в него вливались крупные спонсоры, например, такие как разные международные фонды и организации. К сожалению, многие из них сейчас только начинают проходить регистрацию в Украине из-за специфики нашего законодательства. Три летних месяца, сообщество волонтеров Украины действовало самостоятельно, благодаря помощи небезразличных людей. Они помогали нам и материалами, и транспортом, и другими посильными способами. Это люди из разных областей Украины – в частности, из Киева, Чернигова, Тернопольской, Днепропетровской и Ивано-Франковской областей. Большинство из них – люди большого сердца и большой скромности, не желающие личной славы. Хочется искренне их поблагодарить за всю проделанную работу.
– Вы являетесь организаторами форумов «Взаимодействие без границ», следующий из которых планируете провести в Харькове. Что это мероприятие может дать волонтерскому движению?
Наталья: – Надеемся, что на примере волонтеров получится в какой-то мере объединить Украину. Хочется показать, что если мы, волонтеры из 20 городов Украины, имеющие разные политические и религиозные взгляды, умеем договариваться и можем свободно общаться, это могут сделать и другие люди.
Ольга: – Обратная связь после прошлого форума, который мы провели в Святогорске, показала, что для людей очень важно, чтобы в процессе живого обсуждения рождалось как можно больше идей и решений. Одним из таких решений стало принятие «Миссии волонтера». Следующие форумы будут проводиться для того, чтобы каждый волонтер лучше понял суть волонтерского движения и свое место в нем.