Последние несколько дней разгорелись ожесточенные противоборства на фоне сноса памятника Ленину. Противоборства перешли и в эшелоны городской и областной власти. Харьковский городской голова Геннадий Адольфович Кернес в своем заявлении от 29 сентября текущего года возложил ответственность за несанкционированный снос монумента тоталитарной эпохи на губернатора Харьковской области Игоря Мироновича Балуту, издавшего в ночь на 29 сентября распоряжение об отмене наказания для сносивших памятник.
Вечером 29 сентября во время брифинга мэр Харькова пообещал всем тем, кого «возмутила эта ситуация», что городская власть снова установит «этот монумент на том же постаменте, чтобы восстановить историческую память и архитектурный облик города Харькова».
Достаточно лицемерным является данное заявление Кернеса о восстановлении исторической памяти и облика города, так как именно городские власти несколько лет тому назад прикладывали множество сил и средств для изменения, «реконструкции» этого самого исторического облика города.
Речь идет о демонтаже и переносе нескольких значимых для Харькова монументов, которые относятся к советскому прошлому, однако политической подоплеки под собой не имеют. Если вспомнить начало реконструкции Центрального парка культуры и отдыха имени Максима Горького, когда в 2011 году городские власти решили благоустроить территорию парка и сделать из него харьковский «Диснейленд», то припоминается и демонтаж памятника знаменитому писателю, в честь которого и назван главный парк Харькова.
Назревает вопрос: почему Геннадий Адольфович сегодня прикладывает массу усилий и средств харьковчан на восстановление памятников тоталитарному прошлому (тем более с нуля), а восстановление памятника одному из значимых писателей и мыслителей конца XIX – первой половины ХХ века, в честь которого назван главный парк города, не представляется возможным и необходимым в культурном развитии города? Очевидно, что по мнению градоначальника, памятники известным деятелям культуры не предусмотрены в «историческом облике города»!
Позже 18 ноября 2011 года на пресс-конференции Харьковский городской голова выдал следующую тираду:
«Вы знаете, я хочу сказать одно: у каждой эпохи, у каждого времени свои герои. Главное, что этот памятник был сделан из гипса, да? И вот интересно, кто его тогда делал из гипса, как они думали его, когда устанавливали, на века сохранить? Второе — я могу однозначно сказать: главное — это же не памятник Горькому. У него очень много есть произведений, да, которые на самом деле сохранены не в одной библиотеке, поэтому это для него лучший памятник. А в парке Горького достаточно того, что есть название, — Центральный парк имени Горького. Все хорошо. Памятник — это не олицетворение парка. Олицетворение парка — это благоустройство, удобство для людей, возможность и доступность», – заявил «блюдатель» харьковских монументов Ленину Геннадий Адольфович Кернес.
Теперь для того, чтобы увидеть памятник Максиму Горькому необходимо навестить Куряжскую воспитательную колонию в селе Подворки Дергачевского района Харьковской области, куда был перенесен монумент писателю в 2013 году.
К вопросу о реконструкции парка Горького и памятниках относится событие 24 октября 2011 года, когда со своего законного места убрали памятник одному из значимых мировых педагогов – Антону Семеновичу Макаренко. Городские власти указывали на то, что инициатива переноса памятника исходит от сотрудников завода «ФЭД», тем более, что этот памятник мешал «глобальной реконструкции парка Горького и прилегающих к нему территорий», – отмечал главный архитектор города Сергей Чечельницкий.
Памятник педагогу, чье имя тесно связано с Харьковом, был поставлены напротив входа в парк Горького в 1968 году. Деньги на возведение монумента в благодарность основателю нынешнего завода «ФЭД» Макаренко собирали сами заводчане. Общими усилиями сотрудников завода памятник был подарен городу, чтобы харьковчане помнили о великом педагоге и его вкладе в мировую педагогическую науку. Однако спустя 43 года заводчане решили забрать обратно монумент. Почему? Возможно об этом «фэдовцам» намекнули городские власти.
Факт остается фактом – памятник Антону Семеновичу Макаренко забрали у харьковчан. Теперь его могут видеть лишь работники «Харьковского машиностроительного завода “ФЭД”», поскольку завод режимный и посторонних на его территорию не пускают.
Назревает следующий вопрос: каким образом харьковчане, которые уважают и почитают труды педагога Макаренко будут посещать этот монумент и возлагать к его подножию цветы? Возможно, что и памятник великому педагогу не вписывается в «исторический облик города»?
Так что же это за двойные стандарты по-кернесовски? Одни памятники мы будем убирать без решения и мнения харьковчан, а другие будем восстанавливать столько раз, сколько их будут убирать! Этот «культ ленина» и давешнее «очищение» исторического облика города от разного рода «неуместных» памятников Горькому и Макаренко является либо откровенным лицемерием Геннадия Адольфовича либо же сигнализирует о выборочной амнезии, касающейся памятников, которых Кернес лишил харьковчан в недалеком прошлом.