Фестивальная история «Джаз Коктебель» продолжается уже 16 лет. Для Украины это очень большой срок. Учитывая, что фестивалю пришлось трижды переехать – это почти чудо. Сейчас стало понятно, что в Черноморске Koktebel jazz fest обрел второй дом. И что уедет он отсюда разве что в родной Коктебель.
Из нового: начала работать долгожданная джазовая сцена Jazz&Blues Cafе под руководством знаменитого джазмена Алексея Когана; параллельно с фестивалем в этом году впервые проходила IT-конференция Jazz Do It; возрос интерес к фестивалю у жителей Одессы и области, за счет чего в этом году было заметно больше людей.
Если захочется лирики, то прочитайте мой отчет с прошлого года. В этом году больше фактов, сухой язык цифр и прямая речь от организаторов фестиваля. А атмосферу фестиваля хорошо иллюстрируют фото.
– Почему в Одессе рекламируется крымский фестиваль? Люди думают, что он находится в Крыму, и это вводит их в заблуждение. Не думали ли вы над тем, чтобы поменять название?
– Не думали, потому что у фестиваля, во-первых, есть 15 лет репутации, а во-вторых, в Крыму проходит фейковый Koktebel jazz fest, который всё время пытается присвоить себе историю фестиваля. Мы считаем, Крым – это Украина. А проект Koktebel jazz fest украинский.
– Вы рассматриваете вариант, чтобы вернуться в Коктебель и там дальше продолжать фестиваль?
– Да.
За свою 10-летнию историю в поселке Коктебель в Крыму Koktebel jazz fest способствовал развитию местной инфраструктуры. В Коктебеле с населением до 3000 человек, каждый фестивальный день собирал минимум 6000 гостей, и это только на платной сцене Nu Jazz. А сколько ещё людей приезжало во время фестиваля, чтобы послушать музыку на бесплатной сцене?! И это всё после закрытия туристического сезона, уже в сентябре. Также благодаря фестивалю в Коктебеле был отреставрирован дом-музей Волошина и набережная.
– Прошу отнестись к этому с юмором, мы же в Одесской области, фестиваль дал Черноморску как минимум рост цен на жильё в 1,5-2 раза.
Это известная фестивальная история с фестивальной экономикой. То есть каждая денежная единица, внесенная фестивалем в строительство и проведение мероприятия, имеет мультипликатор 4. Она приносит местности в 4 раза больше вложенного: жильё, питание, транспорт и всякие покупки от сувениров до фруктов. Это обычная арифметика, не я ее изобретаю. В мире бюджеты опен-эйров событийного типа 30% затрат покрываются билетами, ещё 30% спонсорами и 40% бюджетом, местным по большей части. Около 76 тысяч гривен финансовой поддержке за 3 года дал город. А такой опен-эйр стоит порядка 6 млн грн.
Отдельно хотелось бы выделить гитариста из Норвегии Фруде Барта. Он виртуозно играл на гитаре, в начале в привычной для всех манере, точнее хотя бы перебирал струны руками. А затем делал это зубами, пивными кранами и даже урной с мусором. И из этого получалась музыка!
– Хочу вас поздравить с дебютом этой сцены, всё получилось отлично.
– Это не меня надо поздравлять, я тут работаю. А сцену придумали без меня. Поздравьте организаторов фестиваля: Лилию Млинарич, Кирилла Млинарич и всю команду.
– С удовольствием. И хотела бы сказать, что здесь все дни собиралось больше людей, чем на бесплатной Open Stage.
– Это плохо на самом деле. Не надо сравнивать, надо делать так, чтобы люди ходили на все сцены.
– Я надеюсь площадка Jazz&Blues Cafе станет хорошей традицией. Спасибо вам за прекрасную музыку!
– Люди приходят, и я ради них всё делаю. У меня было запланировано 2 лекции, люди попросили и было 3. Вот стоит мужчина в такой же майке как у меня, так приятно.
– А можно, кстати, фото?
– Конечно! «Не мона, а нуна».
Я также пообщалась с Никитой Нагаткиным, соорганизатором конференции и Project Manager в компании Do It Solution. Говорили о музыке.
– «Джаз Коктебель» уже объявил, что фестиваль будет в 2019 году. И скорее всего он будет здесь, в Черноморске. Вы снова хотите провести свою конференцию в связке с фестивалем?
– Почти наверняка, потому что формат получается очень интересный.
– На Джаз Коктебеле лайн-ап, наверное, довольно специфический в сравнении со многими украинскими фестивалями. Есть обратная связь по музыкальной составляющей конференции от ваших гостей?
– Когда гости едут на какой-то фестиваль, они вероятно едут на конкретные музыкальные группы и направления. Например, я люблю рок и я еду на фестиваль рока. Когда они едут на конференцию – это уходит на второй план. И поэтому здесь больше играет роль атмосфера самого фестиваля. То есть неважно, что там играет со сцены, если колбасится несколько тысяч человек и всем очень весело, и сверкают фонарики. Поэтому в качестве развлечения их всё устраивает более чем. Я не слышал такого, чтобы кому-то не нравилась музыка.
Но мы каждый вечер тут устраиваем свои маленькие афте-пати, чтобы люди могли потусоваться здесь вместе и не распускать их далеко. Я слышал, что в некоторые дни наши афте-пати были интереснее, чем лайн-ап. Это всё были кавер-бэнды. У нас, у поколения от 20 до 35 примерно одинаковые музыкальные вкусы, если мы хотим просто потусоваться. Это какой-то легкий рок, кавер-бенды играют всё это и этого достаточно, если они делают это на уровне немного выше среднего.
Конечно, бывалых фестивальщиков этим не напугаешь.
Скажу только, что были на главной сцене и совершенно непонятные для меня эксперементы. Ивану Дорну было не время и не место на Koktebel Jazz Festival. Собственно по этой причине его и не объявили нормально, как остальных участников, и не дали выступать слишком долго. “Джаз Коктебель”, славящийся своей принципиальной проукраинской позицией, пригласил исполнителя, который, мягко говоря, с ней не определился. Зачем и кому это было нужно?
Также одно присутсвие Алексея Когана на фестивале сразу же оправдывает его джазовое название. Тем более Когану полностью всё удалось в сфере его отвественности на сцене Jazz&Blues Cafе, несмотря на проблемы с самолетами у музыкантов.
Море и пляж были по прежнему прекрасны.
А вот досадных мелочей в организации было очень много, которые портили общую картину. В этом году, видимо с целью экономии, организаторы отказались от услуг профессионалов и привлекли в оргкомитет просто энтузиастов. Не было ни одной пресс-конференции с музыкантами. В буклете не было ни одного описания музыкантов, но зато были граматические ошибки. Работа главной сцены сильно не совпадала с заявленным расписанием.
Все эти годы Koktebel Jazz Fest был для меня вдохновляющим примером фестивальной организации. Организаторы делали всё на самом высоком уровне, несмотря на проблемы, которые выпали на долю фестиваля. А когда наконец-то всё наладилось, “Джаз Коктебель” понизил планку.
В этом году было много людей, которые приехали на фестиваль впервые. И я знаю, что им всё понравилось. И мне бы тоже понравилось! Если бы я не знала, насколько это всё может быть лучше.
Koktebel Jazz Fest, я так ни разу и не встретила рассвет над морем на фестивале, поэтому я вернусь. И я очень хочу, чтобы в следующем 2019 году к тебе также вернулись те поклонники, которые решили не приезжать в этом. А уж чем ты их будешь завлекать – прекрасным лайн-апом или первоклассной организацией, тебе виднее.
Татьяна Леонова