Plarium разрабатывает игры для социальных сетей, мобильных устройств и браузерных платформ. Это единственная в мире компания, которая одновременно успешно присутствует на рынке во всех трех этих направлениях. Ежедневно 3 миллиона человек играет в игры, созданные в Plarium: “Правила войны”, “Викинги”, “Норды”, “Кодекс пирата”, “Спарта”, “Stormfall” и др. Общая игровая аудитория насчитывает 250 миллионов человек в 150 странах мира. В Харькове находится самый большой офис компании, в котором работают более 500 человек. Еще около 500 специалистов разрабатывают игры в других представительствах Plarium в Киеве, Одессе, Львове, Краснодаре (Россия) и Герцлии (Израиль).
Мы встретились в харьковском офисе с креативным директором компании Максимом Еременко, для того чтобы выяснить, чем ещё уникален Plarium. Поговорили также о новых тенденциях в сфере IT, попытались нарисовать образ современного айтишника. Интервью началось с экскурсии.
– Когда мы переезжали в этот офис, у нас было сначала в плане всего два этажа. Потом в процессе ремонта этих двух этажей, мы выкупили еще один этаж. И сейчас у нас уже или 8, или 9 этажей.
Эти два этажа, восьмой и девятый, соединили горкой. Тогда показалось, что это очень круто. Сейчас на 6000 квадратных метрах располагается студия звукозаписи, кинотеатр, кухня с профессиональным шеф-поваром, который два раза в день готовит различные ресторанные блюда. По утрам вкусные завтраки служат дополнительным стимулом прийти вовремя на работу. Из кухни выход на открытую террасу с уютными креслами и отличным видом на Харьков. Есть зал для йоги и тренажерный зал с оборудованием, сделанным по индивидуальному заказу в Италии. С 7 до 10 утра и с 19 до 23 вечера в зале работают персональные тренеры.
– К сожалению, из-за событий последних лет пришлось отложить идею со строительством кампуса за городом. Поэтому строим его прямо внутри города.
– А горкой пользуются сотрудники?
– Горкой уже реже.
– Потому что появилось много нового и интересного?
– Потому что подросли. Уже возраст не тот.
У нас огромное количество безумно талантливых ребят, которые успешны не только как крутые специалисты, но и за пределами работы: пишут книги, занимаются спортом, ездят по турам с собственными музыкальными группами.
– Сейчас средний возраст айтишника увеличился?
– Мне кажется, наоборот, сейчас очень много людей, которые уже в 20 лет на позиции Strong Junior, а некоторые очень крепкие мидлы. Просто потому что процесс обучения очень сильно изменился за прошедшие даже 5 лет. И тем, кто моложе, гораздо проще получать доступ к каким-то знаниям. И уровень мотивации у них выше, чем у моего поколения, выросшего в 90-х. Молодые специалисты сейчас больше заряжены на успех и им легче всё дается.
При входе на 8й этаж стоит огромный робот.
– Этот робот из нашей первой игры “Правила войны”. Точнее, с первой, с которой начался настоящий громкий успех. Это игра которая смогла покорить сначала русские социальные сети, затем Facebook, потом мы выпустили её на мобильных устройствах. Робот весит 800 кг и разговаривает на трех языках: на украинском, английском и русском. Собственно, на трех основных языках, на которых говорят в компании.
– Правда, что его делали два года?
– Его делали 1,5 года. Мы нашли ребят в Харькове, очень талантливые кузнецы. Но поскольку ни мы, ни они понятия не имели как построить трехметрового робота, на это ушло несколько больше времени, чем мы думали. Было много челленджей, но мы справились.
В рейтинге крупнейших налогоплательщиков Харькова мы на второй позиции, на первом «Харьковские тепловые сети», на третьем – «Турбоатом». Больше ни одной IT-компании в этом списке нет.
Очень много переговорных комнат самого различного формата, одна из настоящего морского контейнера, много укромных уголков, диванчиков, даже зал для йоги в рабочее время используется как дополнительная переговорная. В компании всё построено на открытой коммуникации, люди постоянно общаются между собой. При этом сразу бросается в глаза потрясающая дисциплина. Пятница, около 18 часов, а в офисе тихо, кипит работа.
Потом я вижу настоящий мотоцикл и белый рояль, тоже настоящий. На стенах официальные награды, присланные Facebook за лучшие игры года. Футболки, подписанные специально для Plarium звездами мирового спорта, например, футболистом Фернандо Торресом. Картины с персонажами из игр, нарисованные сотрудниками. Фото с концертов, проходивших прямо здесь в офисе Plarium в Music Hall (это в буквальном смысле холл, мало напоминающий в обычное время концертный зал): Бумбокс, Крематорий, Pianобой, Сергей Бабкин, ТНМК, Lords of the Sound, Acoustic Quartet, Один в Каное, Мария Чайковская. На концерты в Plarium Music Hall сотрудники могут приходить со своими вторыми половинками. И периодически разыгрываются билеты в социальных сетях, чтобы у людей тоже была возможность послушать отличную музыку в отличном звуке. В Plarium рассматривают Music Hall не только как внутренний проект. В планах его масштабировать, возможно, проводить какие-то фестивали. Но так как это не статья доходов, а социальный проект, пока на это не нашлось времени. Но это пока, с реализацией планов в Plarium полный порядок. Тем более, что для этого есть целый Event Management Department. У которого, в свою очередь, есть опыт организации масштабных вечеринок на 500 человек, с вертолетами и настоящим цирком.
– Самое интересное, это не офис и аттракционы, а люди, которые здесь работают. У нас огромное количество безумно талантливых ребят, которые успешны не только как крутые специалисты, но и за пределами работы: пишут книги, занимаются спортом, ездят по турам с собственными музыкальными группами. Или участвуют в ралли. Поэтому все интересное в офисе направлено на то, чтобы поддерживать эту атмосферу творчества, развития, чтобы наши таланты не скучали.
– Как реагируют музыканты, когда их приглашают выступать в такое место, это же непривычно, концерт в офисе. Удивляются?
– Артисты удивляются больше не самому формату, поскольку их зовут в очень разные места выступать, они больше удивляются офису и людям, которые тут работают, особой атмосфере.
– Говорят же, что на работу в Plarium принимают только музыкантов или околомузыкантов. А если приходишь на собеседование в строгом дресс-коде, то тебе только из-за этого могут отказать.
– Когда я устраивался в Plarium, я пришел в костюме, в галстуке. И абсолютно нормально устроился.
Как-то так получилось, что у ребят, которые стояли у истоков, очень сильный музыкальный бэкграунд. Плюс люди, которые сюда приходили, они тоже какое-то отношение, прямое или непрямое, к музыке имели. Поэтому как-то так получилось, что именно такие люди здесь собрались. Но это не обязательное условие.
Ещё один социальный проект, который реализовал Plarium для школьников и студентов – комната высоких энергий в «Ландау Центре» при Харьковском Национальном Университете им. В. Н. Каразина.
И руководство наше достаточно переживает о судьбах страны, и ребята, которые здесь работают тоже. Поэтому ту пользу, которую мы можем приносить стране и городу, мы стараемся по максимуму приносить.
Около 5 лет существует фонд Plarium Care. Компания активно занимается поддержкой детских домов, поддержкой переселенцев. Для людей с ограниченными возможностями в передвижении запустили бесплатную он-лайн программу обучения на тестировщиков.
– Почему заниматься благотворительностью для вас важно?
– Потому что мы изначально себя строили таким образом, как социально ответственную компанию. И руководство наше достаточно переживает о судьбах страны, и ребята, которые здесь работают тоже. Поэтому ту пользу, которую мы можем приносить стране и городу, мы стараемся по максимуму приносить. Как в виде налогов, так и в виде благотворительности, так и в виде проектов, таких как Тесла-комната на базе научного центра Ландау, чтобы дети могли приобщиться к науке.
– Конкретные цифры назвать не могу, у меня их просто нет. Но в рейтинге крупнейших налогоплательщиков Харькова мы на второй позиции, на первом «Харьковские тепловые сети», на третьем – «Турбоатом». Больше ни одной IT-компании в этом списке нет. Также в 2016 году мы попали в список крупнейших налогоплательщиков Украины, его формирует государственная фискальная служба. В первую сотню пока не попали, работаем над этим.
– Чем работа в Plarium лучше, чем в других крупных IT-компаниях?
– Мне тяжело сравнивать, поскольку я не работал в других IT-компаниях. Но приблизительно я знаю ситуацию на рынке. Поскольку большая часть украинского IT – это аутсорс, то при переходе на продукт у людей возникают определенные сложности. Плюс сам рынок аутсорса достаточно перегрет и спекулятивен – на мой взгляд, на нем не всегда есть реальные возможности для развития, роста. Иногда проекты, над которым люди в аутсорсе работали годами просто выбрасывают в урну, специалисты не видят результатов своего труда. На это накладывается не всегда хороший менеджмент и банальные рабочие условия – типа вентиляции в офисе. Это демотивирует.
Мы – продуктовая компания с аудиторией в 250 миллионов человек во всем мире. Релизы происходят регулярно, и ты немедленно видишь результат своего труда на продакшене. Спектр задач – от игрового баланса до разработки сложных систем аналитики, интеграции, огромный и очень интересный объем работы по серверной разработке. Плюс полный цикл игрового продакшена – мы же все делаем сами: арт, видео, анимацию персонажей, звук. Мне кажется, это создает особую культуру. Не могу сказать, что она лучше, чем в других компаниях – она просто другая, и помогает нам постоянно развиваться на протяжении уже 8 лет. Работать в такой атмосфере очень увлекательно.
– В харьковском офисе более 500 сотрудников. Кстати, есть точная цифра?
– 530 сейчас, кажется. Из них где-то 150 – разработчики различных направлений и тестировщиков, 150 – художники (2D, 3D, анимация, спецэффекты, видеопродакшн), остальные 200 человек – это HR, сервисные департаменты, связанные с продуктом, развитием компании и сотрудников.
Целый этаж в Plarium занимает юристы, адвокаты и медицинская служба. Ещё говорят, есть целое туристическое агенство в штате Plarium, помогающее организовать отпуск для сотрудников.
Есть отдел локализации, где работают люди, ответственные за перевод игр на 14 языков. Но мало перевести игру на другой язык, её ещё надо адаптировать под западные реалии. Для этого в Plarium работает 10 человек native speakers (носители языка) отвечающие за культурную адаптацию. Они приехали из Канады, Великобритании, США. Это дополнительный бонус для украинских ребят, кто хочет попрактиковать английский в естественных условиях. Конечно, как и во многих IT компаниях, для сотрудников в Plarium также есть занятия по английскому с преподавателями, носителями языка.
Индустрия в данный момент стабилизировалась, на первое место вышли крупные игроки, которые задают тон всему рынку. В принципе, повторилась ситуация с социальными играми – быстрых и легких путей больше нет, маленьким компаниям и инди выживать в таких условиях крайне сложно.
Практически на крыше бизнес-центра расположилась Motion Capture студия. Там актеры одевают специальные черные костюмы, двигаются, это снимается на камеры, а затем превращается в движения орков, драконов и других персонажей игр. Обучаться этому летали в Лондон. Сотрудничают с актёрами из театра «Прекрасные цветы» и театра боевой хореографии «ЯРЬ».
– Когда я пришел в компанию в 2010 году, нас было чуть больше 20. Сейчас темпы роста уже не такие бурные, но мы по-прежнему стабильно расширяемся. Новые проекты, новые возможности – талантливые люди нужны всегда.
– Наблюдается ли недостаток в кадрах? Если да, то где больше это ощущается?
– Если говорить о недостатке в кадрах – не хватает Unity-разработчиков и Technical Artists. Поскольку это достаточно новая технология и профессия, Technical Artists, ей всего 2 или три года, все ещё не до конца понимают как и что работает. У нас регулярно запускают стажировки для тех, кто хочет получить такую специализацию – насколько я знаю, в результате набрали уже больше 30 человек.
– В Харькове главный офис. Финальные собеседования для кандидатов в представительства в Киеве, Львове, Одессе проходят в Харькове?
– В Харькове одна из продуктовых студий. Львов и Одесса – это наши подразделения. Ребята помогают нам с графикой для игр и технической поддержкой, работают с отзывами игроков. В Киеве – самостоятельная продуктовая студия со своими проектами. Ещё одна продуктовая студия в Краснодаре. Главный офис расположен в Герцлии, в Израиле – там сосредоточено все, связанное с маркетингом и биздевом.
Если раньше айтишник – это было такое чудо в свитере, свитер плавно переходил в бороду, то сейчас скорее это молодой, социально активный и достаточно продвинутый во всех отношениях специалист, который мыслит уже не только категориями своего благосостояния, но и благополучия города, страны, общества, в которых он живет.
– Расскажи подробнее о работе с Голливудом?
– Наше сотрудничество с Голливудом началось с дополнения к игре Soldiers Inc. – мы сделали игровой ивент по франшизе «Чужой против Хищника». Потом было сотрудничество с Меган Фокс (звездой фильма «Трансформеры»), она снялась в рекламе для Stormfall. Это был очень интересный опыт – наши ребята ездили в США, координировали съемки, потом в Харькове был большой челлендж с графикой для видео. Скоро выйдет третий ролик из этой серии, можно будет посмотреть на дракона, которого хвалили специалисты по анимации из Square Enix. Новую игру киевской студии озвучивал Джейсси Айзенберг, который сыграл Цукерберга в «Социальной сети». Буквально на днях состоялся мировой релиз игры от нашей краснодарской студии по франшизе «Терминатор». Я думаю, это не последний наш опыт работы с большим кино. Прямо сейчас в разработке один вариант, который, в случае успеха, я думаю изрядно всех удивит.
Конечно, это большой вызов – вот ты такой простой харьковский парень – и вот Чужой, допустим, абсолютно легендарный кинообраз. Стараемся очень бережно относится к оригиналу, проводим большие исследования и держим очень высокую планку качества. Общаться со специалистами и супервайзерами из Голливуда очень интересно – это большой левелап для всех, кто работает над проектом, учишься новым подходам, перенимаешь способ мышления.
– Кого ещё из известных людей вы привлекаете для озвучивания игр?
– Недавно мы с Фоззи с “Танка на Майдане Конго” сделали украинскую озвучку.
– Как меняется индустрия мобильных игр? Что будет пользоваться спросом в будущем?
– Индустрия в данный момент стабилизировалась, на первое место вышли крупные игроки, которые задают тон всему рынку. В принципе, повторилась ситуация с социальными играми – быстрых и легких путей больше нет, маленьким компаниям и инди выживать в таких условиях крайне сложно. Из трендов можно выделить эксперименты с дополненной реальностью, постоянный поиск новых, гибридных жанров, которые станут новым хитом, и навороченность графики, конечно же. Сейчас игры на телефонах выглядят иногда не хуже, чем игры на предыдущем поколении консолей.
– Есть ли какие-то уникальные разработки, технологии, которые придумали и используют только в Plarium?
– Наша система игровой аналитики является одной из самых сильных в мире. В целом, мы вообще достаточно автономны – как правило, решения из коробки оказываются не очень подходящими для наших целей. Очень многие технологии, которые связаны как с продуктом, так и с жизнью студии, мы разрабатываем самостоятельно внутри.
– В интернете появилась информация о том, что австралийская компания поглощает Plarium за $1,4 млрд. Это правда?
– Без комментариев.
– Компания Plarium безусловно несёт большую пользу: она делает многих людей успешными, обеспеченными, занимается благотворительностью, социальными проектами, исправно платит огромные налоги. А если отдельно взять продукт компании – компьютерные игры, это ведь не сильно полезная для мира штука.
– Сами компьютерные игры давно перестали быть чем-то таким, чем у нас их до сих пор воспринимают в силу нашей удаленности от основных культурных центров. Есть много примеров, когда наши компьютерные игры очень сильно меняли жизнь людей. От каких-то историй воссоединения родственников, которые друг друга не видели 20 лет, до образования семейных пар, каких-то комьюнити людей, которые выносят общение за рамки игровых сообществ в реальную жизнь. А моя любимая история про то, как один мальчик написал, что он был в 8 классе и у него было очень плохо с математикой, когда он начал играть в “Правила войны”. Играя, он очень быстро понял, что в “Правила войны” есть математика. Он начал учить математику, начал в этом разбираться и в результате поступил на факультет ядерной физики. И работает сейчас на достаточно серьёзном научном предприятии. Так что если говорить о какой-то такой пользе, то она тоже есть.
Наша большая идея, как компании, если говорить о какой-то миссии, мы хотим построить самое большое в мире игровое сообщество. И для нас важен этот момент взаимодействия, когда люди с общими убеждениями собираются вместе и начинают что-то делать, может даже вне рамок наших игр. Мы тоже часто собираемся в студии и делаем вещи, которые к играм не имеют непосредственного отношения. Тот же Music Hall. И это то, в чем, мы считаем, наша польза, как разработчика, то чем игры могут помогать. Они могут объединять, и из таких союзов рождаются интересные проекты, интересные вещи.
– Опиши типичного айшника. Какой он?
– Мне кажется, что с развитием общества должен меняться и типичный образ айтишника. Если раньше это было такое чудо в свитере, свитер плавно переходил в бороду, то сейчас скорее это молодой, социально активный и достаточно продвинутый во всех отношениях специалист, который стремится к развитию, мыслит уже не только категориями своего благосостояния, но и благополучия города, страны, общества, в которых он живет и работает. Это человек, который понимает как оно во всём мире устроено и хочет конкретно здесь сделать лучше.
Татьяна Леонова
[…] Креативный директор Plarium Максим Еременко: «Наша миссия… […]
[…] Читайте также: Креативный директор Plarium Максим Еременко: «Наша миссия… […]