Первым гербом Харькова как полкового города-крепости принято считать изображение лука с натянутой тетивой и заправленной стрелой. Сведения о нём дошли до нас в «Хроногеографическом описании города Харькова» 1767 года есаула Максима Горленского: «…сколько известно, то город издревле употребляет в гербе напряженный лук со стрелою, а пожалован городу сей герб или прежним основателем или обычаем народа введен — достоверного известия нет».
Рог изобилия означал благосостояние, плодородие и достаток, которыми славились Слобожанские черноземные земли, леса и реки. Кадуцей, он же жезл Меркурия или Гермеса, – распространенный в геральдике элемент, символ «изобилия, торговли, острого ума и прилежания в труде»
По словам исследователя истории гербов Харькова, И. Е. Саратова, из-за отсутствия более конкретных документальных свидетельств того времени, «вопрос о первом гербе Харькова, отражающем его полковой период, до настоящего времени является вопросом гипотетическим». Ведь информация о первом гербе нам известна из документов, датируемых столетием позже образования и самого Харькова, и Харьковского полка. В них отсутствуют ссылки на более ранние документы, а описание рисунка основывается лишь на воспоминаниях местных старожилов.
Версий происхождения много: от вятского герба со стрелой, известного с 15 века, до крымско-татарских корней символа. По другим версиям, это была «трансформированная» в герб печать кошевого атамана Ивана Сирко. Сегодня этот первый полковой герб Харькова реконструируется в виде золотого щита с чёрным луком и стрелой, реже – в виде зеленого щита с жёлтым луком и стрелой.
Читайте также: Харьков в поэзии: 11 стихотворений про наш город
Новый герб Харькова, на основе полкового знамени из известного «Гербовника Щербатова», в 1781 году был утвержден одновременно с другими гербами Харьковского наместничества. На зеленом щите, популярной в то время французской формы, были изображены перекрещенные рог изобилия, полный фруктов и цветов, и кадуцей, обвитый парой глядящих друг на друга змей.
Оба этих символа корнями уходят в древнегреческую мифологию. Рог изобилия означал благосостояние, плодородие и достаток, которыми славились Слобожанские черноземные земли, леса и реки. Кадуцей, он же жезл Меркурия или Гермеса, – распространенный в геральдике элемент, символ «изобилия, торговли, острого ума и прилежания в труде». Также является символом мирного разрешения споров, поэтому кадуцей считается и атрибутом парламентариев, что-то вроде «белого флага».
Кадуцей как символ торговли на гербе был изображен не случайно. Еще в 1659 году «сотники и все рядовые черкасы» возглавляемые атаманом Тимофеем Лавриновым, просили разрешения на организацию ярмарочной торговли. А вот как описываются эти ярмарки в документе 1785 года: «…Бывают в Харькове в год четыре ярмарки… и продолжаются каждая дней по 20, на оныя привозят многие иностранцы разного звания сукна аглицкие тонкие, парчи, тафты, плисы, платки и прочие шелковые и суконные материи, полотна, москотинные, овощные, щепетинные и галантерейные товары также и из соседственных с сей губернией наместничеств…».
“Между тем теперешний герб для большинства, непосвященного в тонкость геральдики, не представляет ничего, что служило верным выражением исторического значения здешнего края или что могло бы быть приятным символом теперешнего его значения. Оторванная конская голова, помимо всякого аллегорического смысла, уже производит неприятное впечатление…»
Целью было приблизить эмблемы к традициям европейской геральдики. Не остался без внимания и Харьков: в 1878 году был «высочайше утвержден» новый герб. Он представлял собой серебряный щит с изображением повернутой вправо головы лошади с красными глазами и языком, а в верхней части между двумя монетами была расположена шестиконечная звезда. Щит был обрамлён орнаментальными дубовыми листьями, переплетенными лентой ордена св. Андрея Первозванного, а «навершием» была императорская корона.
Пара золотых монет на гербе заменили кадуцей в качестве символа торговли, которая в городе всё так же активно развивалась: во второй половине 19 века в Харькове работало уже пять ярмарок. По уровню эти мероприятия почти не уступали известным ярмаркам Нижнего Новгорода. В Харьков в те времена съезжались торговцы из Петербурга и Москвы, Стамбула и Гданьска, Лейпцига и Варшавы.
А вот голова лошади вызывала смешанные чувства как в 19 веке, так и у поздних исследователей отечественной геральдики. Большинство мнений сводится к тому, что лошадь символизировала распространенное в губернии коневодство: в то время на Харьковщине существовало много конных заводов, а в самом Харькове был даже Конный рынок.
Иное мнение выразил автор И. Саратов: лошадь была представлена как символ скорости – быстрого развития города. Образование, промышленность, торговля – всё это росло и ширилось в то время, и, по мнению исследователя, барон Кёне решил таким вот символом «укрепить» этот вектор развития города.
Читайте также: Здесь живет история: семь старинных зданий Харькова
Как бы там ни было, новый герб тогда вызвал протесты знаменитых горожан. В качестве примера приведем отрывок из письма 1883 года предводителя дворянства Харьковской губернии А. Шидловского харьковскому губернатору В. Калачеву: «Прежний герб Харьковской губернии есть старинный герб, к которому все привыкли… При том герб этот имеет весьма понятный смысл: он служил выражением изобилия плодов земных и развития торговли… Между тем теперешний герб для большинства, непосвященного в тонкость геральдики, не представляет ничего, что служило верным выражением исторического значения здешнего края или что могло бы быть приятным символом теперешнего его значения. Оторванная конская голова, помимо всякого аллегорического смысла, уже производит неприятное впечатление».
После нескольких лет обсуждения уместности нового герба «победили» всё же его противники: по ходатайству Харьковского дворянского общества в 1887 году губернии возвращается прежний символ. Но с поправкой – к основному изображению приказано добавить императорскую корону и обрамление из дубовых ветвей.
Такой «новый старый» герб просуществовал до самого провозглашения Советской власти.
В то время многие города СССР спроектировали местные гербы. Среди них – и Харьков, где в 1966 году был объявлен конкурс, в котором приняло участие более двухсот художников. Победил проект профессора Харьковского художественного института Е. Егорова: это был герб в виде серебристого щита французской формы с красно-голубой главой (цвета флага Украинской ССР), на фоне которой – половина шестеренки. В центре герба был размещён золотой колос посреди трёх орбит атома.
Шестеренка символизировала развитую промышленность города, колос – сельское хозяйство и урожайность Слобожанщины. Ну, а появлению атомных орбит на гербе способствовала возросшая в то время популярность науки, активная деятельность харьковских учёных и, конечно, факт первого расщепления атома лития в Харьковском физико-техническом институте в 1932 году. Интересно, что на созданном в том же 1968 году гербе Сум те же «научные» символы: шестеренка, атомные орбиты, а также химическая колба в качестве символа «Сумхимпрома».
В девяностые годы городам независимой Украины возвращается историческая символика. Компьютерный дизайн герба, основанный на рисунке из «Гербовника Щербатова» 1775 года, разработала художница Светлана Дуденко.
Читайте также: На грани сноса: десять старинных особняков Харькова в аварийном состоянии
На современном гербе можно рассмотреть щедрые дары рога изобилия: яблоки, груши, абрикосы, сливы и гроздья винограда, ярко выделен золотой кант щита. Таким образом, харьковский герб с кадуцеем и рогом изобилия является наиболее традиционным и «долговечным» за всю историю города.
Александра Лозовьюк