Президент Украины Петр Порошенко 25 сентября подписал принятый Верховной Радой закон «Об образовании». СМИ уже успели окрестить закон скандальным из-за практически тотальной украинизации обучения. МуKharkov.info систематизировал информацию об основных нововведениях закона и собрал мнения экспертов.
Зарплаты учителям обещают увеличить до 6,5 тысяч гривен. Учителям, которые пройдут сертификацию, добавят 20% к окладу. Предполагается, что к 2023 году должностной оклад учителя поэтапно увеличится до трех минимальных заработных плат (на сегодня это 9600 грн). С получением каждой новой квалификационной категории зарплата педагога будет повышаться не менее, чем на 10%.
Педагогическим и научно-педагогическим работникам также устанавливаются ежемесячные надбавки за выслугу лет в размерах: более трех лет – 10%; свыше 10 лет – 20%; свыше 20 лет – 30% должностного оклада.
Утверждать учебные планы отныне будет сама школа. Учебные планы должны соответствовать показателям, которые формирует министерство образования. Предполагается, что уроки будут проводить в форме игры, а учитель будет частью команды, а не «правителем».
Количество обязательных предметов уменьшиться с 22-х до 9-ти. Вместо химии, физики, биологии, географии и астрономии ученикам будут преподавать интеграционные курсы “Природа и человек”, “Человек и мир”. Алгебра и геометрия будут преподаваться в рамках одного курса математики, а языки и литературы – в одном предмете “Словесность”.
Каждая школа будет обязана отчитываться о своей финансовой деятельности на официальном сайте школы, чтобы родители и меценаты, могли контролировать, сколько и куда тратится денег.
Проверять учебные заведения тепер будет Агентство обеспечения качества образования, а не местные органы управления образования, как это было до этого.
Директор школы будет иметь право возглавлять учебное заведение максимум 12 лет. Выбирать директора на должность будет специальная комиссия, в которую войдут директора других школ, общественные представители, преподаватели педагогических ВУЗов, представители районных государственных администраций.
Закон предписывает создание специальных классов для учеников с особыми потребностями по заявлениям родителей. В остальных случаях дети с инвалидностью будут обучаться вместе с другими своими сверстниками. Если это необходимо, дети с особыми потребностями могут идти в школу позже и учится дольше.
В новом законе прописаны и 10 компетентностей, которыми должен овладеть школьник. Это умение учиться на протяжении всей жизни, общение на государственном и на иностранном языках, инновационность, предприимчивость, математическая, общекультурная и экологическая компетентности.
Министр образования и науки Украины Лилия Гриневич объяснила эту статью закона тем, что дети должны обрести в школе умения и компетентности XXI века, которые согласованы странами Европейского Союза и нужны современному украинцу.
Отныне школа будет трехуровневая. Среднее образование будет состоять из четырех лет начальной школы, пяти лет базового образования и трех лет профильного.
Первый и второй классы будут переходными, без домашних заданий и оценок, с уроками в игровой форме. Начиная с 5 класса дети будут учиться в гимназиях, а после окончания 9 класса продолжат обучение в заведениях старшей или профильной школы либо будут приобретать профессиональное образование. После завершения каждого уровня образования ученики будут сдавать экзамены.
Проще говоря, школьники, которые планируют пойти учится в ВУЗ после школы, последние 3 года должны учится в академических лицеях. Те, кто не планирует получить высшее образование, будут заканчивать школу по одному из профессиональных направлений. Таким образом, школа становится профильной.
Специалист образовательного направления аналитического центра CEDOS Ирина Когут поддерживает реформу: «Старшая школа станет фактически новой ступенькой образования, которой до сих пор в Украине не было – она может взять на себя и подготовку учеников к полноценному обучению в университете (чего сейчас школа не делает), даст детям систематические знания и основы научного мышления. В идеале в старшей школе должна появится возможность выбора учебных дисциплин. Профильное обучение должно развивать у детей исследовательские качества и критическое мышление».
Многие критикуют реформу из-за возможных социальных проблем, мол, мысленно 18-летние юноши и девушки далеко за пределами школьных парт. Лидер партии «Гражданская позиция» Анатолий Гриценко критикует закон: «Получим ситуацию, когда в старших классах школьницы беременны, а парни не знают, куда деть свою силу. С современными технологиями и методиками можно гораздо быстрее овладеть всеми нужными знаниями».
А вот экс-директор Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук утверждает: «Один год нужно добавить не «сверху», а «снизу» – в самом начале учебного пути школьника. На терминах обучения не стоит акцентироваться. Нужно изменить суть организации образовательного процесса, принести в обучение новые технологи, новое педагогическое мышление».
Колледжи и техникумы в последний раз проведут набор специалистов в 2019 году. После этого они должны будут получить лицензию на подготовку младших бакалавров или бакалавров. Заведения, не получившие лицензию, выпадут из системы высшего образования, однако смогут обучать «младших специалистов».
Обучение в школах будет вестись исключительно на украинском языке. Ученикам и студентам национальных меньшинств и коренных народов гарантируется право обучения на родном языке, но для его реализации нужно будет создавать отдельные группы или классы.
При этом указывается, что «в закладах освіти відповідно до освітньої програми можуть викладатися одна або декілька дисциплін двома чи більше мовами – державною мовою, англійською мовою, іншими офіційними мовами Європейського союзу». Отметим, что всего 24 языка среди официальных языков Евросоюза. Русского языка среди них нет, а в Харькове насчитывается около 20 школ, в которых официально преподавание введется на русском языке.
Пожалуй, это самая обсуждаемая статья закона “Об образовании”, которая повлекла за собою целую серию критических заявлений со стороны практически всех соседей Украины.
Президент Румынии Клаус Йоханнис отменил визит в Украину из-за принятия Верховной Радой образовательного закона.
А днем ранее парламент Румынии официально осудил новый закон, который, как считают в Бухаресте, ограничивает использование языков национальных меньшинств в школах.
Министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто 26 сентября заявил, что венгерское правительство приняло решение блокировать сближение Украины с Евросоюзом.
Такое решение стало ответом официального Будапешта на подписание Петром Порошенко закона «Про образование».
Министерство иностранных дел Польши заявило следующее:«Мы будем внимательно следить за процессом осуществления украинского закона об образовании и сделаем все необходимое, чтобы обеспечить полякам в Украине доступ к обучению на польском языке».
Президент Молдовы Игорь Додон на своей странице в фейсбуке выразил обеспокоенность судьбой молдаван и румын проживающих на территории Украины:
“Уже пришло большое количество реакций от румын и молдован, которые живут в Украине, так же, как и от других этнических групп, которые просят о помощи со стороны соседних стран и международных организаций. Понимаю их обеспокоенность и будучи президентом республики Молдова, обращаюсь к киевской власти с призывом пересмотреть свою новую политику в отношении этнокультурных меньшинств”.
В Российской Федерации считают, что норма закона касающегося язика обучения, направлена на ущемление русскоговорящего населения.
В российском МИД официальный комментарий по поводу реформы образования в Украине выглядит так: «Рассматриваем этот шаг как попытку «майданной» власти осуществить полную украинизацию образовательного пространства страны, что прямо противоречит ее Конституции, так и взятым Киевом на себя международным обязательствам в гуманитарной сфере».
Новый закон «Об образовании» не нарушает прав национальных меньшинств и не нарушает международных обязательств Украины, утверждают заместитель Министерства образования и науки Павел Хобзей и специалист образовательного направления аналитического центра CEDOS Ирина Когут. Этот закон позволяет детям национальных меньшинств интегрироваться в украинское общество, уверены они. А бывший министр юстиции Сергей Головатый считает, что если нацменьшинства хотят ввести обучение исключительно на родном языке, они могут открывать для этого частные учебные заведения.
Эксперт по образованию Украинского института будущего Николай Скиба выразил следующую мысль: «Даже в таком виде нормы закона никаким образом не притесняют интересы нацменьшинств. Потому что на сегодня около 430 тыс. человек учится за специальными программам, где все предметы преподают языками меньшинств. Но, к сожалению, у них проблема с интеграцией в украинский социум, у них нарушено конституционное право, например, на высшее образование. Потому что они не могут сдать ЗНО по украинскому языку. Это их право. Но нельзя говорить, что эти языки будут вытесняться».
Председатель подкомитета по вопросам регионального и трансграничного сотрудничества между Украиной и странами ЕС парламентского комитета по вопросам европейской интеграции Оксана Юринец, ответила на критику из-за языкового вопроса: «Вопрос статуса государственного языка – это исключительно внутреннее дело. Страны, которые сейчас обвиняют Украину в нарушении прав нацменьшинств, имеют куда более жестокие законы прописывающие знание государственного языка. В Украине 90 румынских школ, в Румынии 3 – украинских».
В интервью венгерскому издательству «Magyar Nemzet» министр иностранных дел Украины Павел Климкин еще до принятия этого закона сказал следующее: «Хочу отметить еще и то, что считаю очень важным, дабы каждый гражданин Украины владел государственным языком, – если это радикализм, значит я и есть радикал».
Директор Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович написал в Twitter: «Західні та східні сусіди стають надто схожими в реакції на прагнення українців робити свою державу українською».
Новый закон «Об образовании» – это, безусловно, серьезный шаг на пути качественных изменений в системе образования Украины, которая застряла в советском прошлом. Опыт многих других европейских стран показывает, что уже со школы человек выходит психологически состоявшейся личностью, а высшее образование не всегда является маркером востребованности. Остается надеяться, что закон на местах станет таким же эффективным, как на бумаге.
Олег Коваленко