Сегодня весь мир стоит перед глобальным вопросом о необходимости перехода на возобновляемые источники энергии и постепенный отказ от ископаемых источников – углеводородного топлива.
В странах Европейского союза уже не первое десятилетие главной энергетической стратегией является замещение привычных энергоресурсов экологически безопасной альтернативой. С этой целью парламентом ЕС были изданы около полутора десятка документов относительно поддержки возобновляемых источников энергии. Их суть можно свести к одному тезису – обеспечение максимальной независимости европейских стран от угля, нефти и природного газа.
На некоторых харьковских предприятий благодаря кредитам со стороны европейских банков и фондов постепенно внедряются энергоэффективные технологии, призванные улучшить производство энергии. Так, например, «Мировой банк» собирается выделить 107,5 миллионов гривен кредитных средств на мероприятия по замене оборудования на ТЭЦ-3 КП «Харьковские тепловые сети», чтобы увеличить выработку примерно на 160 миллионов кВт/час в течение года, а также экономить 6 миллионов кубометров газа.
Не стоит забывать, что все вышеперечисленные теплоэлектростанции являются крупнейшими загрязнителями атмосферного воздуха в регионе. Их выбросы содержат такие отравляющие и вредные для экологии вещества, как оксид железа, оксиды углерода, соединения марганца, аммиак, хлористый и фтористый водород, а также парниковые газы. Последние выбрасываются в атмосферу в огромном количестве и подобное загрязнение воздуха является одной из важнейших причин, по которым страны Европейского союза решили планомерно отходить от такого способа производства энергии в пользу возобновляемых источников.
С каждым годом доля энергии, которая производится в странах Евросоюза из возобновляемых источников, указывает на устойчивую динамику роста сравнительно с энергией, получаемой из углеводородных источников. Так, в 2004 году доля возобновляемых источников энергии равнялась 12%, что соответствовало 111,3 миллионам тонн в нефтяном эквиваленте из общего количества произведенной энергии в 930,1 миллионов тонн. В 2012 году доля возобновляемой энергетики возросла до 22,3%, что составило 177,4 МТНЭ от общего количества в 794,6 МТНЭ.
Однако на пути к повышению доли возобновляемых источников энергии Европейский союз и страны-члены сталкивались с рядом проблем. Первой проблемой есть то, что сегодня возобновляемая энергетика практически не может конкурировать на рынке с традиционными источниками энергии. А вторая проблема, вытекает из первой – страны ЕС вынуждены проводить масштабную государственную поддержку альтернативной энергетике. Это, в свою очередь, пало тяжкой ношей на бюджеты и население стран Содружества во время экономического кризиса. Данный опыт приводит к пересмотру стратегии в сфере развития возобновляемых источников энергии и сокращению субсидирования со стороны государства.
Лидирующие позиции Европы в развитии ВИЭ заключены в том, что на протяжении пятнадцати лет в странах ЕС осуществляется полноценная политика, направленная на стимулирование «зеленой» энергетики. За эти годы сформированы четкие цели, производится широкий комплекс мер по достижению этих целей, а также введена в действие модель разделения ответственности между двумя уровнями власти – коммунитарным и национальным.
Переход к комплексному подходу в вопросе развития возобновляемых источников энергии начался к середине первого девятилетия XXI века. Данный переход основывался на целом пакете мер по снижению парниковых выбросов и модернизации энергетической отрасли. Тогда же была поставлена новая практическая цель – довести производство «зеленой» энергетики до 20% от первичного потребления к 2020 году. А для реализации данной цели была принята Директива 2009/28 по развитию возобновляемой энергетики, которая фактически перевела политические намерения в юридические обязательства для стран ЕС.
В период с 2002 по 2011 год суммарное производство возобновляемых источников энергии в странах Евросоюза выросло на 67%. Среднегодовой темп роста составил 7,4%.
Уже сегодня ряд европейских стран перешагнули барьер в 20% и ставят перед собой цель не только 50% производства энергии из возобновляемых источников, но и полный 100% переход на «зеленую» энергетику.
Так, в Дании 100% электроэнергии и тепла планируется производить из альтернативных источников энергии с 2035 года и 100% во всех секторах с 2050 года. По данным «Eurostat news release», по состоянию на 2013 год Дания достигла уровня в 27,2% доли ВИЭ в валовом конечном потреблении энергии, при этом к 2020 году этот показатель датчане собираются поднять до 30%.
В Исландии (не является членом ЕС, но наиболее активно развивает «зеленую» энергетику среди европейских стран) уже достигнуто 99% электроэнергии и 70% конечного потребления всей энергии из возобновляемых источников. Рейкьявик с 2003 года является первым городом в мире, где была построена водородная станция. По всей Исландии активно используется энергия, производимая геотермальными источниками и водными ресурсами. В планах у руководства этого небольшого северного государства полный переход на водородную экономику к 2050 году.
На сегодняшний день ряд европейских городов семимильными шагами внедряют возобновляемые источники энергии, ставя перед собой цель – 100%-ное вытеснение углеводородного топлива его альтернативными аналогами.
В Мюнхене, третьем по величине городе Германии, с населением более 1,5 миллиона человек, планируют полностью обеспечивать потребности города в электроэнергии за счет возобновляемых источников к 2025 году. А в немецком Франкфурте до 2050 года планируют реализовать проект декарбонизации города за счет «зеленой» энергетики и альтернативного автомобильного топлива.
Традиционное преобразование энергии ветра в электричество происходит при помощи ветрогенератора с вертикальной осью вращения (роторные). Мощность такого генератора напрямую зависит от размеров лопастей. Так, турбины мощностью в 3 МВт (V90), которые производит компания «Vestas» (Дания), имеют диаметр лопастей в 90 метров. Высота самой башни составляет 70 метров, а общая высота такого ветрогенератора – 115 метров.
В ходе своей работы ветрогенераторы практически не потребляют углеводородного топлива. В связи с этим, за 20 лет эксплуатации один ветрогенератор мощностью всего 1 МВт способен сэкономить около 29 тысяч тонн угля или 92 тысячи баррелей нефти. Стоит отметить, что в течение 20 лет работы ветрогенераторы не требуют никакого обслуживания.
Скорость ветра в Харьковской области колеблется от 3,3 м/с (в летние месяцы) до 4,7 м/с (в феврале). Такой ветрорежим делает из региона перспективное поле для развития ветряной энергетики, как на уровне частного использования, так и на коммерческих основах.
Безусловно, что на сегодняшний день электричество, произведенное таким образом, является дороже того, что производится традиционными электростанциями. Однако в скором времени эта ситуация может измениться в пользу солнечной энергетики. Еще одним минусом для местного бюджета может быть сама установка таких батарей, которая является очень затратной.
Но сегодня перспектива развития в Харькове солнечной энергетики больше зависит от энтузиастов, которые стремятся к минимизации потребления электричества по нынешним ценам. По данным Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережения Украины, в прошлом году количество частных хозяйств, которые оборудовали на крышах домов солнечные электростанции и получили «зеленый» тариф возросло до 244. За прошлый год эти домашние солнечные электростанции произвели 410,268 кВт/час.
По данным главы Госэнергоэффективности Сергея Савчука, частный сектор стимулирует на обеспечение собственной энергонезависимости так называемый «зеленый» тариф.
«В случае продажи в общую сеть излишков электроэнергии, произведенной от энергии солнца, стоимость 1 кВт/часа составляет 19,01 евроцента», – поясняет Савчук.
Однако помимо твердых видов биотоплива существует биогаз, а также жидкое биотопливо различного происхождения. Биогаз представляется наиболее перспективным для Харькова и области, поскольку его можно получать из практически всех органических отходов жизнедеятельности человека, начиная бытовыми отходами (производящими свалочный газ) и канализационным илом и заканчивая органическими отходами промышленного производства (молокозаводов, всевозможный жом, отходы рыбного и забойного производств и т.д.).
Сырье или биомасса подвергается процессу брожения под воздействием бактерий класса метаногенов, в результате которого происходит метановое разложение биомассы с последующим производством биогаза. Также одной из разновидностей биогаза является биоводород.
На наш взгляд, именно производство биогаза может иметь широкие перспективы в Харьковской области, что позволит также утилизировать без вреда для экологии отходы растительного и животного производства, а также канализационный ил, который массово складируется на полях фильтрации, отравляя почву и атмосферу.
Сегодня Харьков и область представляет собой перспективный регион для развития возобновляемых источников, в первую очередь, за счет биоэнергетики, кинетической энергии воздушных потоков и солнечного излучения. Превращение региона в производителя «зеленой» энергии поможет частично снизить зависимость от ископаемого топлива, а также сделает Харьков по-настоящему европейским городом, с цивилизованным и ответственным отношением к экологии и здоровью жителей.
Роман Шемигон