Словосочетание “Первая столица” в отношении Харькова часто вызывает легкое раздражение и недоумение со стороны киевлян. Но есть одна тема из новейшей истории Украины, в которой стопроцентное первенство Слобожащины безоговорочно признают даже на берегах Днепра. Речь идет о яркой культурной вспышке в конце прошлого тысячелетия, когда наш город стал настоящей столицей новорожденного украинского хип-хопа.
Возможно, хип-хоп, несмотря на свое афроамериканское происхождение, стал именно тем стилем, в котором Харьков смог наиболее честно и открыто показать свое лицо и выразить себя. Специфическая атмосфера спальных районов и индустриальных окраин с одной стороны. Большой интеллектуальный потенциал и культурный багаж – с другой.
Все это умножайте на романтику хулиганской эстетики: в итоге мы получили молодое и задорное движение, оказавшие огромное влияние на весь украинский (и не только) хип-хоп. Салтовка, Новые Дома, Холодная Гора, Алексеевка услышали в далеких заокеанских битах что-то до боли родное и знакомое, созвучное их собственному ритму ежедневного существования.
Почти все лица, вовлеченную в эту историю (как главные герои, так и очевидцы) утверждают, что зарождение и расцвет харьковского хип-хопа пришелся на 1994-2001 годы. Именно в этот период город стал центром всего украинского рэп-движения. Случилось это благодаря энтузиазму нескольких десятков парней, фанатично увлеченных новым музыкальным стилем, одной уникальной телепередаче и одному культовому фестивалю.
Читайте также: «Наш фестивальний старт почався саме з Харкова», — лідер «ВВ» Олег Скрипка
Телекомпания, которая, в лице своего руководства, дала зеленый свет энтузиастам хип-хопа, называлась «Приват-ТВ». Молодыми музыкантами (они учились в консерватории) были одни из основателей группы ТНМК («Танок На Майдані Конго») Фагот (Олег Михайлюта) и Флют (Всеволод Кущинский). Позже к ним примкнул Фоззи (Александр Сидоренко).
Программа вещала не только на Харьков, но и на всю Украину. Произошло это благодаря усилиям и связям руководства телекомпании «Приват» (Александр Голубчик).
Сказать, что передача наделала шуму и навела шороху в украинском телевизионном пространстве – значит не сказать ничего. Несмотря на краткую историю выходов в национальный эфир (всего три года) «Rap-обойма» дала, по сути, старт массовому увлечению рэпом во всей стране. Это и неудивительно. Современному поколению молодых музыкантов трудно представить, как можно раскрутиться и найти выход к своему зрителю без интернета, Youtube и социальных сетей.
«Rap-обойма» не только знакомила с лучшими новинками и классикой американского хип-хопа, но и продвигала местных исполнителей. И это в эпоху, когда речь не шла даже о лазерных дисках для распространения музыки. Группы по старинке записывались на аудиокассеты и бесплатно раздавали свои опусы друзьям и знакомым.
Первые три фестиваля (состоялись в 1996 и 1997 году) собирали от несколько сотен до тысячи фанов новой для Харькова музыки. Благодаря In Da House получили «путевку в большую жизнь» такие харьковские команды как Танок на Майдане (ТНМК), Встречная тяга, Убитые Рэпом, Шнель Шпрехен, исполнители Туман (Миша Крупин) и Лион (Сергей Демьянко).
Пиком фестивального хип-хоп движения считается 2001 год. Хедлайнером тогда стала набирающая обороты и популярность российская команда Каста. Всего же на харьковский In Da House тогда добрались с полсотни формаций со всего СНГ (были представлены два десятка городов).
Читайте также: «Барыги», «минеры» и «чайки» — торговля наркотиками в сети становится угрожающе популярной в Харькове
Хип-хопа сцена, которая сложилась в Харькове, особая атмосфера ХарькоРапаСити, способствовала появлению новых исполнителей и групп. Самой успешной и раскрученной из харьковских команд можно назвать ТНМК («Танок на майдані Конго»). Никто не достиг такой популярности на национальном уровне.
Одну из самых важных ролей в раскрутке ТНМК сыграл всеукраинский фестиваль «Червона Рута», прошедший в Харькове весной 1997 года. Этот момент можно назвать историческим триумфом местного хип-хопа.
Предыдущая «Червона Рута», прошедшая в Симферополе (1995 год), показала неплохие перспективы украинского рэпа. Благодаря тому фесту народ узнал и полюбил гениальную композицию группы ВУЗВ (Вхід У Змінному Взутті) «Сірко». Два года спустя ТНМК подхватили хип-хоп эстафету. Жюри харьковского фестиваля не смогло устоять перед хитом, который можно назвать своеобразным гимном украинского рэпа 90-х – «Зроби мені хіп-хоп». Интересно, что этот «боевик» Фагот и Фоззи со товарищи сочинили буквально за несколько дней до выступления в отборочном туре.
Читайте также: Топ-10 известных рок-групп, начинавших карьеру в Харькове (видео)
Благодаря победе в конкурсе среди молодых исполнителей музыканты вытащили свой счастливый билет. Теперь не надо было торговать на рынке, чтобы заработать деньги. Увы, дорога к успеху, как и прежде, для многих харьковских музыкантов лежит через Киев. Поэтому, с 1998 года ТНМК перебираются в стольный град на берегах Днепра, чтобы уже оттуда продолжать свой подъем на музыкальный Олимп.
Впрочем, они всегда с удовольствием приезжают в родной город и даже успели сделать мощную концертную программу с молодежным харьковским симфоническим оркестром.
Иван Буйный