В семнадцать лет веря в свою мечту и талант она решительно открыла дверь Харьковского драматического театра. Исполнив на прослушивании простоватый романс получила приглашение на репетицию и стала частью трупы. Уже через несколько лет она выступала на сцене Ленинградского мюзик-холла в спектакле «Условно убитый». В 1943 году «Синий платочек» в ее исполнении звучал на фронтах Второй Мировой войны, вселяя надежду солдатам идущим в бой.
Клавдия Шульженко пела не голосом, а душой, покоряя зрителей искренностью и проникновенностью. MyKharkov.info рассказывает о знаменитой харьковчанке и местах нашего города связанных с ее жизнью.
Детство выдающейся певицы прошло на Москавлевке. Семья жила в доме на Владимирской улице.
Детские годы Клавдии Шульженко наполняла музыка и творчество в разных его проявлениях. Вечерами она с замиранием сердца слушала народные песни в исполнении отца. Иван Шульженко, не смотря на всю серьезность занимаемой должности — бухгалтер Главного управления железных дорог, увлекался музыкой и играл в любительском оркестре.
Здесь же, с соседскими детьми, она участвовала в импровизированных спектаклях, играя то русалочку, то Пьеро. Сцену соорудили во дворе дома. Руководил детскими постановками сосед, студент Харьковского университета, Владимир Мозилевский. Зрители тоже все были знакомые — соседи, которые приносили с собой стулья и кидали монеты в жестяную баночку с надписью «Для оправдания расходов на постановку спектакля».
Одной из первых самостоятельных работ стала Настасья Филипповна в инсценировке по роману «Идиот». Правда Клавдия Шульженко появлялась на сцене лишь один раз — в 4 акте, когда героиню уже убили. В трех первых актах живую Настасью Филипповну играла совсем другая актриса. А вот Клавдии Ивановне довелось лежать в постели, красиво свесив руку изображая труп.
Семья Шульженко не бедствовала. Клавдия посещала частную гимназию Екатерины Драшковской на Сумской улице. Здесь главным предметом выступала словесность, а классная дама говорила с девочками исключительно на французском языке. Также родители договорились об уроках музыки с профессором Харьковской консерватории Никитой Леонтьевичем Чемизовым. Заметив талант девушки он занимался с ней не только нотной грамотой, но и пением. Хотя, как позже вспоминала сама Клавдия Шульженко, в то время она не видела себя певицей.
«Все мои мечты были о сцене драматического театра. И „виноваты“ здесь были не только наши любительские спектакли. „Виноват“ был кинематограф с его Верой Холодной, Иваном Мозжухиным, Владимиром Максимовым — кумирами зрителей тех лет. Они не говорили и не пели, но тем не менее покорили мое сердце, разжигая мечты об актерской карьере. „Виноват“ был и театр. Именно он оставил во мне самые яркие впечатления юности… Каждый поход с папой в театр Синельникова становился для меня праздником», — писала в своих воспоминаниях певица много лет спустя.
Читайте также: Не так известны, как Гурченко: пять прекрасных актрис родом из Харькова
Ранней весной 1923 года, еще совсем юная Клавдия Шульженко, решила воплотить мечту в жизнь. Девушка отправилась на прослушивание в Харьковский драматический театр, которым на тот момент руководил Николай Синельников. Своим пением она покорила режиссера и актеров театра. Кстати, в тот знаковый день, Клавдии Ивановне аккомпанировал Исаак Дунаевский. Дуня, как ласково называли его коллеги, заведовал музыкальной частью Харьковского театра. В будущем двум талантливым людям еще доведется поработать вместе.
Поначалу Клавдии Шульженко давали маленькие роли. Одной из первых самостоятельных работ стала Настасья Филипповна в инсценировке по роману «Идиот». Правда Клавдия Шульженко появлялась на сцене лишь один раз — в 4 акте, когда героиню уже убили. В трех первых актах живую Настасью Филипповну играла совсем другая актриса. А вот Клавдии Ивановне довелось лежать в постели, красиво свесив руку изображая труп.
Первой работой в которой девушка смогла показать себя публике стала роль певицы в спектакле «Казнь». Прозвучавший в ее исполнении романс не смог оставить зал безразличным. И для самой Шульженко спектакль стал знаковым — она впервые предстала как певица.
Читайте также: Академик Николай Барабашов: жизнь с мечтой о космосе
Постепенно любовь к эстраде победила увлечение театром. После окончания спектаклей Шульженко выступала в дивертисменте — театральной программе из эстрадных номеров, которые дополняли основное представление. Ее можно было услышать в рабочих клубах и на летних эстрадах. У нее постепенно начинает складываться собственный репертуар.
В 1924 году Клавдия Шульженко познакомилась с поэтом Павлом Германом — короткая встреча, переросла в творческое сотрудничество. На протяжении последующих тридцати лет песни на его стихи пополняли репертуар певицы. А в день знакомства он предложил ее несколько незатейливых песенок, на бытовую тематику «Песня о кирпичном заводе» и «Шахта № 3». Рассказывающие о жизни рабочих завода и простых людей, композиции быстро полюбились харьковчанам и сделали их исполнительницу по-настоящему популярной в родном городе.
Новые произведения в репертуаре певицы появились в 1927 году. Композитор Юлий Мейтус написал специально для Клавдии Шульженко песни «Красный мак», «Красная армия», «Гренада», «На санках», «Силуэт».
В 1928 году двадцатидвухлетняя певица решила покорить новые горизонты и отправилась в Ленинград. Она верила, что сможет найти свое место на большой сцене и не ошиблась. Вскоре после переезда Шульженко уже выступала на сцене Мариинского театра в большом праздничном концерте ко Дню печати. В этом же году ее приняли в штат Ленинградского театра эстрады.
Читайте также: Десять выдающихся харьковчанок ХХ века
В своих воспоминаниях Клавдия Шульженко позже напишет: «… певица на эстраде должна быть настоящей актрисой, которая смогла бы сыграть и в драме, и в комедии. Ведь хорошая песня — это очень часто маленький спектакль, с той разницей, что все роли в нем играются одним исполнителем». И действительно, Клавдия Ивановна каждое свое выступление превращала в настоящий спектакль, проживая песню перед зрителями. Для каждой композиции она подбирала особую интонацию и образ, жесты и костюмы.
На фронте не предусмотрены концертные площадки, но Шульженко всегда оставалась прежде всего артисткой — сценические платья, подобранные для каждого номера, туфли. Как вспоминали современники, когда Клавдия Ивановна ехала на передовую, то всегда переживала о чемоданах с костюмами больше чем о собственной жизни.
Она быстро стала популярной среди ленинградцев, полюбивших ее за искренность. Казалось бы творческая карьера Клавдии Шульженко складывалась как нельзя лучше. В 1929 году певице предстояли гастроли в Москве. Но перед самой поездкой ее ждал удар — Репертуарный комитет запретил практически все песни из немалого репертуара Клавдии Ивановны. По сути ей разрешили петь всего две композиции. После года споров ей и вовсе рекомендовали подготовить абсолютно новую концертную программу. Не желая петь то что навязывал комитет, Шульженко обратилась к народным песням.
Только спустя несколько лет она вернулась к любовно-лирическим композициям, по своей форме напоминавшим размышление, монолог, воспоминание. Это песни «Мама», «Записка», «Портрет», «Встречи», «Простые слова». Клавдия Шульженко не шла на уступки и не изменяла своей творческой манере. А слушатели платили ей за это своей любовью. Выпущенные в 1935 году первые патефонные пластинки Шульженко разошлись огромными тиражами.
В 1937 году певица начала работать с джаз-оркестром Якова Скоморовского. Вскоре, совместно с мужем Владимиром Коралли, она стала художественным руководителем собственного коллектива, которому суждено было стать фронтовым.
Читайте также: Знаменитые харьковчане: Илья Репин, художник, поцелованный солнцем
Вторая Мировая война привела певицу в армию. Клавдия Шульженко со своими музыкантами добровольно призвалась в ряды действующей армии. До последнего дня войны она выступала перед солдатами на передовой, ранеными в больничных палатах, на аэродромах и лесных опушках. Только за 872 дня блокады Ленинграда состоялось около 500 выступлений певицы.
На фронте не предусмотрены концертные площадки, но Шульженко всегда оставалась прежде всего артисткой — сценические платья, подобранные для каждого номера, туфли. Как вспоминали современники, когда Клавдия Ивановна ехала на передовую, то всегда переживала о чемоданах с костюмами больше чем о собственной жизни.
В 1941 году в ее репертуаре появилась композиция, сделавшая Клавдию Шульженко не просто знаменитой, а всенародно любимой. «Синий платочек» — вальсовая песня, написанная еще в конце 1930-х годов польским композитором Ежи Петербургским. Ее часто, и с успехом, пели другие певицы. Но популярность композиция приобрела в военное время и в исполнении Клавдии Шульженко. Кстати, текст песни специально для нее переписал офицер-фронтовик Михаил Максимов. В 1943 году пластинки с «Синим платочком» разошлись по фронтам.
После войны певица с успехом продолжила концертную деятельность. Свою последнюю пластинку «Портрет» она записала в 1980 году.
Клавдия Ивановна всегда очень любила приезжать в родной Харьков. Здесь осталось множество родственников, с которыми она поддерживала до последних дней тесные связи. Здесь на ее концерты приносили охапки цветов поклонники.
И сегодня многое в городе напоминает об известной землячке — на Москалевке сохранился дом, где прошли ее детские годы. Мемориальная доска из зеленого мрамора на фасаде Дворца культуры ХЭМЗ с надписью «В этом здании летом 1925 года состоялось выступление Народной артистки СССР Клавдии Ивановны Шульженко». В ее честь названа улица в районе Новая Бавария.
Увидеть концертные платья певицы, афиши и граммофонные пластинки с автографом Клавдии Ивановны, мебель и предметы интерьера из ее московской квартиры можно в Музее знаменитых харьковчан имени К. И. Шульженко. Музей открылся еще в 1995 году, в особняке начала 20 века, по инициативе родственника певицы Бориса Агафонова. Здесь хранится множество личных вещей артистки и ее друзей, которые лучше любого повествования расскажут о жизни и творчестве Клавдии Шульженко.
Читайте также: Топ-12 муралов Харькова
В 2016 году на здании аптеки на Московском проспекте появились муралы, посвященные певице. Два портрета Клавдии Шульженко, один из которых представляет ее в молодости, второй — в уже зрелые годы, создали художники творческой группы «Kailas-V». Для изображений использовали архивные фотографии Клавдии Ивановны. И конечно же один из портретов дополнили изображением синего платочка — который стал настоящим символом ее творчества.
Кстати, мурал с изображением Клавдии Шульженко существовал на этом здании и ранее, но владельцы аптеки решили провести утепление фасадов. Портрет известной харьковчанки оказался закрытым листами гипсокартона. Не успели харьковчане возмутиться происходящим, как владельцы здания рассказали о начале работы над новыми муралами в честь певицы.
Клавдия Шульженко навсегда останется в истории родного города и памяти его жителей.
Алена Маршала