На прошлой внимание украинцев было приковано к ситуации на фронте. Российско-террористические войска под вывесками “ДНР” и “ЛНР” регулярно нарушали режим прекращения огня. Минские соглашения не выполнялись. Обострение ситуации в Авдеевке “случайно” произошло как раз на следующий день после телефонного разговора новоизбранного президента США Дональда Трампа с Путиным, и серьезно всколыхнуло информационное пространство. Теперь, после прихода в Овальный кабинет нового хозяина Белого дома, российско-украинский конфликт может развиться по весьма неожиданному сценарию. Что может случиться в связи с этим в Харьковской области и возможно ли наступление российско-террористических войск на регион?
Ситуация в районе Авдеевки – одно из самых сложных противостояний в зоне АТО за последнее время. Промзона в Авдеевке тесно связана с Ясиноватской развязкой, которая обеспечивает прямую связь между Донецком и Горловкой. По этой трассе российско-террористические войска перебрасывают военную технику и боеприпасы. Кроме того, в Авдеевке находится и фильтровальная станция, которая обеспечивает водой Донецк и Мариуполь. Поэтому, этот район является стратегически важным для всех участников конфликта.
Пункты обогрева в Авдеевке, фото – ГосЧС
Утром в воскресенье 29 января гибридные войска РФ начали штурм украинских позиций. В результате боя, который длился 19 часов, наши военные смогли укрепиться на новых позициях. Однако враг не отступал, и в течение нескольких дней после массивных обстрелов террористами из запрещенного Минскими соглашениями вооружения, были повреждены линии электропередач и другая инфраструктура. Жители Авдеевки остались без света, воды и теплоснабжения. Прекратил работу Авдеевский коксохимический завод. Ситуация в городе оказалась на грани гуманитарной катастрофы. Усилиями правительства и местных органов власти ситуацию пока удалось урегулировать. Не осталась в стороне и Харьковская область, официальные лица заявили о готовности принять беженцев из Авдеевки и отправили туда гуманитарную помощь.
Авдеевка была на грани гуманитарной катастрофы, фото – волонтер Юлия Сегеда, Facebook.
Боевики не гнушались уничтожать инфраструктуру в городе и активно обстреливали пункты гуманитарной помощи, есть погибшие среди мирного населения. По данным Генштаба ВСУ, обстрелы велись из жилых кварталов Донецка. В данный момент террористы продолжают периодические обстрелы в районе Авдеевки, гарантии стабильности никто дать не может.
Боевики не гнушались уничтожать инфраструктуру в городе и активно обстреливали пункты гуманитарной помощи, есть погибшие среди мирного населения. Кроме того, по данным Генштаба ВСУ, обстрелы велись из жилых кварталов Донецка.
Харьковская область имеет общие границы с РФ, Донецкой и Луганской областями. Во время “русской весны” сепаратисты рассматривали Харьков, как столицу кремлевского проекта “Новороссия”. Неспособность захватить наш город стала одной из главных причин провала этого проекта. Поэтому Харьков играет важную роль в российско-украинском конфликте. Сегодня наш город – настоящий форпост АТО, известный своим волонтерским движением.
Сегодня Харьковщина – это некий островок стабильности и безопасности рядом с Луганском и Донецком. У нас зарегистрировано более 200 тысяч беженцев. Кремлевские СМИ, ориентированные на поддержку российской агрессии, продолжают тяжело вздыхать, вспоминая о том, как не удалось провозгласить в Харькове «ХНР» в 2014 году, и сочиняют байки о том, как якобы тяжело выживает город под гнетом “карателей” и “хунты”, которая, дескать, жестко расправляется с «мирными» и «не угрожающими» национальной безопасности Украины пророссийскими «активистами».
Один из крупнейших мегаполисов страны Харьков по-прежнему является целью России.
На самом деле, дестабилизация ситуации в Харьковской области для Москвы, в данный момент, является крайне сложной задачей. Россия активно провоцирует ВСУ в зоне АТО на массивный ответный огонь, чтобы сорвать Минские соглашения и организовать наступление на подконтрольные Украине позиции. В случае успеха их сценария, РФ, скорее всего, усилит гибридную армию “ЛДНР” и будет пытаться захватить всю территорию Донецкой и Луганской областей. После этого может встать вопрос о Харькове. Прямая интервенция со стороны армии РФ вряд ли угрожает Харьковской области. Маловероятно, что Путин пойдет на столь масштабную эскалацию конфликта. Его останавливает давление мирового политического сообщества и санкции. Задача захвата юго-восточных областей Украины, похоже, не стоит сейчас в российской повестке дня, но расслабляться не стоит.
Интересно, после Донбасса кто-то еще жаждет “ХНР”? – фото из открытых источников.
Помимо прочего, у России и ее гибридной армии, нет элементарного плацдарма для вторжения в Харьковскую область. Фанатов «ХНР» в городе почти не осталось, пророссийские активисты затаились. Большинство жителей Харькова настроено проукраински, поэтому проблема лояльности местных жителей должна рассматриваться как ключевой фактор – именно он в первую очередь сработал на Донбассе.
Нельзя отрицать и серьезное киевское лобби Харьковской области в лице Арсена Авакова, Бориса Ложкина и Игоря Райнина, поэтому регион находится под особым и пристальным вниманием столицы. Сепаратисты любят демонизировать украинские силовые структуры, и какая-то доля правды в этом есть – украинские силовики наконец-то наладили механизм более-менее эффективной работы.
Критики действующей власти неоднократно озвучивали мнение, что Минские соглашения являются полным провалом и реинтеграцией оккупированных территорий на невыгодных для Украины условиях. Однако никто не предлагает адекватную альтернативу этим договоренностям. Вместо рациональных предложений звучит оголтелый популизм.
«Минск-1» и «Минск-2» не являются идеальным вариантом решения конфликта на Донбассе. Они решили только один из главных вопросов российско-украинского конфликта: войну удалось частично приостановить. Минские соглашения не дали возможности российско-террористическим войскам осуществить планомерный захват всего юго-востока Украины. Террористы регулярно нарушают режим прекращения огня, постоянно обстреливают украинские позиции, однако большой войны пока нет. Поэтому сложно сказать, есть ли сегодня реальная альтернатива Минским соглашениям.
Встреча Нормандской четверки в Милане, фото – Reuters.
Главной проблемой Минских соглашений является их невыполнение. Регулярно нарушая перемирие, Россия требует, чтобы выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей состоялись на выгодных для Москвы условиях. Кремль хочет, чтобы они прошли до того, как будут выведены регулярные подразделения армии РФ и российские наемники, а также не желает отдавать под контроль Украины захваченную границу. Таким образом, Россия намерена провести выборы на Донбассе по своему сценарию и попросту легализовать свои вооруженные формирования, в перспективе интегрируя их в украинские силовые структуры. Границу обещают отдать под украинский контроль только после выборов, что противоречит Минским соглашениям. Разумеется, официальный Киев не намерен идти на данные условия и не желает «плясать под дудку» Путина.
Минские соглашения позволили приостановить войну и не допустить полного захвата Россией Украины
Обострение в Авдеевке – прямое желание Путина показать новому президенту США Дональду Трампу, что он контролирует ситуацию на Донбассе, а любой замороженный конфликт мгновенно может стать настоящей горячей точкой. В экспертной среде активно обсуждают возможность «геополитической сделки» Путина и Трампа, в результате которой США якобы могут признать суверенитет России над Крымом, тогда как Москва останавливает свою агрессию на Донбассе под гарантии невступления Украины в НАТО. После этого Вашингтон и Москва будут координировать действия на Ближнем Востоке и вместе бороться с террористами ИГИЛ. Однако маловероятно, что США разменяют Украину на сделку с Путиным, так как Киев имеет серьезную поддержку в Конгрессе как «демократов», так и доминирующей Республиканской партии, ставленником которой является Трамп. Также под вопросом находится и вопрос снятия экономических санкций против России.
Минские соглашения тесно привязаны к санкциям в отношении РФ. Их судьба также может зависеть от того, какие силы придут к власти во Франции и Германии, странах-лидерах Европейского Союза. Французы, скорее всего, во втором туре президентских выборов будут решать, кто станет главой государства – Эммануэль Макрон или же националистка Ле Пен, которая обещает выход Франции из ЕС. Согласно опросам, у «центриста» Макрона высокие шансы на победу во втором туре. В Германии Меркель, вероятнее всего, в четвертый раз будет избрана Федеральным канцлером, что сыграет на руку Украине.
Обострение в Авдеевке – прямое желание Владимира Путина показать новому президенту США Дональду Трампу, что он контролирует ситуацию на Донбассе, а любой замороженный конфликт мгновенно может стать настоящей горячей точкой.
От того, как будет развиваться ситуация в ЕС и какую позицию по Украине займет Дональд Трамп, может зависеть будущее нашей страны. Вряд ли в ближайшее время будут предложены какие-либо механизмы урегулирования конфликта, альтернативные Минским соглашениям. Идея включения США в Нормандский формат пока не рассматривается всерьез, однако и такого поворота исключать нельзя.
Главное – нежелание РФ и террористов «ЛДНР» соблюдать любые соглашения, связанные с решением конфликта на Донбассе. Без санкционного режима и прямого давления на Путина договоренности в любом формате не будут соблюдаться Россией или же будут трактоваться исключительно в промосковском ключе.
Пока продолжается АТО, отмены которой так хочет Россия и прокремлевские политики в нашей стране, безопасность на юго-востоке Украины сохраняется. Поэтому, Харькову в ближайшее время вряд ли что-то может угрожать. Россия концентрирует свое внимание на «ДНР» и «ЛНР» как пылающем анклаве, который, по сценарию Кремля, должен быть интегрирован в Украину на условиях Москвы, чтобы планомерно разрушать украинскую государственность.
Возможна ли дестабилизация в Харьковской области изнутри? Наверняка даже самые неумеренные фанаты «ХНР» и «Новороссии» поняли, что худой мир лучше хорошей войны, а Россия, на самом деле, никогда не будет присоединять захваченные в Украине территории, так как ее ключевой задачей является не обеспечение «лучшей жизни для русских», а полная дестабилизация Украины.
Андрей Ганжа, специально для MyKharkov.info