Само явление Евромайдана, вылившееся в итоге в Революцию Достоинства, имеет абсолютно разное восприятие в украинском обществе. Безусловно, это важнейшее событие в современной истории Украины, которая за годы становления государственности не раз переживала тяжелые времена. Одна часть общества полагает, что Евромайдан – это стихийная акция, которая по инерции превратилась в Революцию волей украинского народа, другая же – винит Майдан во всех бедах и считает, что если бы не он, Украина не столкнулась бы с такими колоссальными вызовами. Майдан никого не оставил равнодушным, поэтому украинцы дают ему разные и неоднозначные оценки.
Активные митинги в поддержку подписания Соглашения об Ассоциации Украины с Европейским союзом начались еще 21 ноября 2013 года. Уже через несколько дней акции с призывом к Януковичу подписать соглашение появились не только в Киеве, но в других регионах. Основой первой волны Евромайдана стали студенты. Протестное движение разрасталось. 24 ноября на Европейской площади в Киеве прошло народное вече, на котором, по данным СМИ, собралось от 100 до 150 тысяч украинцев.
Возможно, митинги так и проходили бы в формате Народного вече, однако в ночь с 29 на 30 ноября власть решила разогнать мирных студентов, что сыграло роль настоящей провокации. Янукович Соглашение об Ассоциации не подписал, и слово взял народ.
Разгон мирного протеста “Беркутом” в ночь с 29 на 30 ноября, фото – Focus.ua
После того, как пролилась кровь, противостояния стали массовыми и силовыми. В акциях на Майдане присутствовали, по разным данным, от 200 до 800 тысяч человек: формировались отряды самообороны, требования европейской интеграции сменились желанием сбросить с трона зарвавшегося царя.
Кульминацией стал расстрел снайперами Небесной сотни 20 февраля 2014 года. Кто отдавал приказ снайперам, кто был заказчиком трагедии – следствие до сих пор не выяснило. Скорее всего, целью трагедии было посеять хаос среди протестующих, повергнуть их в ужас, и, тем самым, остановить Революцию и дезориентировать протест.
Лидеры оппозиции Владимир Кличко, Олег Тягнибок и Арсений Яценюк договорились с Януковичем о полной перезагрузке власти и переходе Украины к парламентско-президентской республике, но было уже поздно. Янукович уезжает в Харьков, потом в Крым, и в итоге бежит на территорию Российской Федерации.
В ходе активной фазы Евромайдана Россия начинает информационную войну против Украины. Центральные российские телеканалы освещают события Революции Достоинства в исключительно негативном свете: происходит настоящая маргинализация процесса Революции и приписывание представителям Евромайдана различных негативных черт.
С точки зрения российских федеральных СМИ, чистый и совестливый «Беркут» противостоял вооруженным до зубов радикалам, которые исповедуют нацистскую идеологию и ничего хорошего Украине не принесут. Начинаются попытки пугать россиян «Правым сектором», который, авось, и до России доберется. Идет работа по полной дискредитации протеста в глазах простых россиян – им внушают, что в Украине представители Евромайдана ратуют за запрет русского языка и несут пропаганду «фашизма».
После смены власти информационная война продолжается. «Киевская хунта», «бЕндеровцы», «карательный Правый сектор»… Включив российские телеканалы, украинцы могли погрузиться в некий фантастический мир, где всем в Украине правят «скачущие бандеровцы», жестко притесняющие русскоязычное население, круглосуточно «зигующие» радикалы и прочие маргиналы, порожденные бурной фантазией российской пропаганды.
Евромайдан стал ключевым фактором и причиной военной агрессии России против Украины. Никакие «мы же братья» и «один народ» не смогли встать против интересов Москвы, которая боялась выпустить Украину из орбиты своего влияния и приняла решение об окончательной дестабилизации нашего государства.
Путин боится революции в России и сокрушения собственного режима. Кремль не хочет, чтобы Украина стала для России “дурным примером”.
В день свержения Януковича представители харьковского Евромайдана провели, пожалуй, свою наиболее многочисленную акцию. По оценкам СМИ и самих активистов, на митинг собрались около 30 тысяч человек. Позже активисты Майдана заняли Харьковскую облгосадминистрацию, однако уже 1 марта в городе активизировались сепаратисты, подкрепленные «туристами» из РФ, которые насильственным способом захватили здание ОГА. Впрочем, «ХНР» им провозгласить не удалось, здание освободил винницкий «Ягуар».
Нужно отметить, что идея Евромайдана, в целом, не пользуется популярностью в Харькове. Город пассивно относится к политическим событиям, можно сказать, что события 2014 года были лишь ярким исключением. Лидеры местного Евромайдана и активисты так и не стали значимыми политиками на уровне региона и не получили должного уровня доверия от центральной власти.
Марш харьковского Евромайдана от Дворца спорта до Площади Свободы. По оценкам активистов, вечером 22 февраля на акции присутствовало 30-40 тысяч человек, фото – glavnoe.ua
Нельзя забывать, что в последние годы Харьков можно назвать вотчиной «регионалов», за которых по-прежнему голосуют жители города и области. По-прежнему сильны позиции мэра города Геннадия Кернеса.
Несмотря на это Революция Достоинства все же повлияла на харьковчан. Сепаратизм придушен, а город стал более патриотичным. Возможно, это происходит на фоне общих патриотических тенденций, когда украинцы стали понимать свою национальную принадлежность. Отношение к России среди харьковчан стало несколько хуже, а регион на всех уровнях и позициях ассоциирует себя исключительно с Украиной.
Безусловно, события Революции Достоинства сумели изменить украинское общество. Оранжевая революция 2004 года показала, что люди готовы отстаивать свое право на выбор, но, к сожалению, данные событие не оправдали ожидания народа. Подобные революции можно рассматривать с двух позиций: с точки зрения технологии и с позиции социального протеста. Разумеется, в подобных акциях есть заинтересованные люди, которые пытаются увязать различные события со своими собственными интересами.
Технологическая точка зрения подразумевает то, что Революция Достоинства выполнила несколько главных задач: устранила Виктора Януковича как президента, сменила внешнеполитический вектор страны и уничтожила наиболее могущественный донецкий клан, а также «Семью» экс-главы государства. Она обеспечила ротацию кланов у власти.
С другой стороны, Евромайдан поспособствовал необычайному потенциалу роста гражданского общества и сделал Украину узнаваемой во всем мире. Наша страна попыталась сделать серьезный шаг, чтобы выйти на новый уровень развития государства.
Однако, фундаментальные принципы, которые декларировал Евромайдан, так и не вступили в силу. В стране происходят фасадные изменений, направленные скорее на имитацию реформ, нежели на реальное желание власти заниматься развитием государства. Членство в ЕС и НАТО вряд ли возможно в ближайшие десять лет. Брюссель по бюрократическим соображениям тормозит безвизовый режим для Украины.
Правящие группы у власти сменились, однако правила игры остались те же. Власть, как и ранее, серьезно дистанцирована от общества, которое, несмотря на возможное серьезное давление на политиков и чиновников, в реалиях не влияет на выработку политических решений, происходящих в кулуарах украинской политики. Олигархи продолжают диктовать свои условия.
Большие вопросы вызывает систематическое бегство людей, причастных к различным преступным деяниям прошлой власти. Бывшие «регионалы» спокойно уходят от ответственности. Дело о снайперах, расстреливавших «Небесную сотню», до сих пор не расследовано.
Подводя итоги, нужно отметить, что события, которые произошли после Революции Достоинства, стали настоящим испытанием для современной Украины. Несмотря на территориальные потери, сохранение прежних правил игры и порядков, в стране произошло пробуждение нации, которое, скорее всего, заложит фундамент для будущих успехов государства.
Андрей Ганжа, специально для MyKharkov.info
И даже ни одного комментария? Как странно