Писать о жуликах непросто. Для мошенника публичная известность это крах карьеры. Их клички, а тем более имена и фамилии не найти ни в каких источниках, кроме протоколов и уголовных дел. Тем не менее, это очень известные в определенных кругах личности. Их похождения – это скорее легенды, истории которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение.
Понятие “Родина” у профессиональных преступников достаточно условно. Родиной могли назвать город, в котором “в первый раз закрыли” (посадили) или в котором человек впервые совершил преступление. Или это просто “фартовое”, то есть удачливое место. Места рождения и смерти этих аферистов, как правило, неизвестны. Но в определенный период “профессиональная деятельность” этих людей происходила именно в нашем городе.
Конец 19-го века. Те времена, когда на Конном рынке действительно торговали лошадями, а не селедкой и пуховиками. Именно на Конном “работал” этот исторический персонаж. Был ли Ванька Цыган этническим цыганом неизвестно. Но в молодости был он конокрадом, и не раз был жестоко бит крестьянами, когда попадался. В очередной раз попав на расправу к крестьянам Ванька чудом остался живой, но в драке ему выбили глаз. Вместе с глазом Ванька потерял интерес к угону лошадей и приобрел еще одну кличку – “Глаз”.
Ванька “Глаз” славился тем, что мог выгодно продать практически любую клячу, в том числе ворованную. В те времена у конокрадов в ходу были почти те же приемы, что и у современных угонщиков автомобилей. Лошадь запросто могли перекрасить, используя гашеную известь или чернила, разведенные в воде. Для товарного вида в гриву вплетали конский волос.
Ванька придумал хитрый способ быстро и дешево сделать из старой дохлой клячи резвого жеребца. Непосредственно перед продажей в задний проход животного вставляли зубок чеснока или кусочек корня хрена… И старая и малоподвижная лошадка, не по своей воле, начинала резво гарцевать и бить копытом, что привлекало покупателей.
По рассказам старожилов, не смотря на запоминающуюся внешность и отсутствие глаза, этот персонаж дожил до достаточно преклонных лет. Ванька “Глаз” купил даже свою конюшню и постоялый двор недалеко от Конного рынка.
Читайте также: Не только наперстки: уличные азартные игры Харькова
В 20-е годы прошлого века все крупные города Украины, да и всей Российской империи, накрыла волна экономических преступлений, изготовления и сбыта фальшивых денег. Фальшивые царские рубли изначально печатались и завозились в страну германской разведкой, как элемент экономической войны. Позже наши родные “блинопеки”, то есть фальшивомонетчики сами освоили на очень достойном уровне производство фальшивок. Считается, что центром этого преступного промысла была Одесса. Но и наш богатый город не остался в стороне.
Интересна история о Мише (или Мойше) по прозвищу “Шлема”. Его вместе с напарником задержали в частном доме на Москалевке, где была организованна почти профессиональная типография по печатанию денежных знаков царской России. При отменном качестве подделок была в фальшивых купюрах Миши “Шлемы” одна исключительная особенность.
На месте росписи кассира стояла размашистая роспись самого автора- “Вайнберг”! По рассказам пробные экземпляры он ради шутки сделал именно со своей росписью. А потом, чтобы убедиться, что качество его работы настолько высоко, что такая мелочь, как подпись кассира не имеет значения, пустил в оборот именно такие купюры.
Есть еще версия, что хотел “Шлема”, как истинный художник и творец, увековечить свое имя и потешить самолюбие, и именно поэтому сохранилась фамилия этого “печатника”. После ареста Вайнберга и его подельника все отпечатанных фальшивки изъяли, но спустя непродолжительное время на базарах и в магазинах Харькова опять появились подделки с характерной подписью. Оказалось, что с помощью надзирателей Холодногорской тюрьмы Вайнберг организовал производство фальшивых денег прямо в своей камере! К сожалению, дальнейшая судьба этого уникума неизвестна.
В советские годы мошенничество, как преступная специализация, конечно, не пропала. Однако советская власть достаточно быстро ввела в уголовный кодекс понятие “социалистической собственности”. При одинаковом материальном ущербе, нанесенным преступником частному лицу или государству, наказание за нанесение убытку государству были в разы жестче. Мошенники переместились на улицы, “в поле”, и стали называться “мелкие уличные жулики”. Рассвет уличной аферы приходится на 80-е годы прошлого века. Придуманные и обкатанные это время комбинации с некоторыми изменениями “работают” и по сей день.
Восьмидесятые годы прошлого века. Профессиональные мошенники почти никогда не походят на киношных жуликов. Коля “Тушенка” был полноватым и розовощеким увальнем около 40-45 лет с повадками добряка и балагура. Только единицы знали, что в биографии этого “простака” два срока по статье “мошенничество” и статус серьезного жулика и “каталы”. Именно из-за карт он получил свое прозвище “Тушенка”, обыграв как-то в мотеле на въезде в город дальнобойщика на целую фуру тушенки. Коля был знаменит в основном игрой, причем играл практически во все! И в карты-от преферанса до дурака, и в домино и шашки-шахматы или нарды. Выиграть у Коли было практически невозможно.
С “Тушенкой” связан легендарный игровой марафон в гостинице “Южная” недалеко от Южного вокзала, где состоялась уникальная игра в нарды с залетным армянином. Игра проходила по принципу “в длинную”, это когда соперники договариваются сыграть определенное количество партий. Не доиграть именно это количество- значит проиграть все партии. Конкретное количество сыгранных партий неизвестно, но игра длилась беспрерывно трое суток! Победил, конечно, Коля…
Лет 6-7 назад Коля “Тушенка” еще появлялся в парке Шевченко, будучи уже сам преклонного возраста, играл “по копеечке” с такими же старичками на лавочке в шахматы и в “козла”.
Читайте также: Это же базар: как обманывают на харьковских рынках
“Папа” и в прямом смысле “крестный отец” почти всех игровых комбинаций типа “подсечки” (лотереи), “рулетки”, “барабана”, “фантиков” и других в Харькове. Саша не делал “крышу” – не договаривался с милицией о работе, не организовывал людей для этого и не занимался обеспечением, Саша именно придумывал и развивал, был этаким “креативным директором”. И как положено “крестному отцу” и “креативщику” всегда находился “в тени”. О его роли в той или иной комбинации знали немногие, в основном только “директора”, организаторы.
Причем, придумав основу какой-либо схемы, потом в процессе “работы” усовершенствовал и обкатывал ее. Комбинации “Агафона”, как правило, были “почти честные” и по-своему красивы. В конце 90-х Саша “Агафон” неожиданно исчез из города. Навсегда.
Юра был реально белый. Белые волосы, белое лицо и белесые глаза. Альбинос. Кстати, такая врожденная особенность не очень подходит для афериста, уж очень запоминающаяся внешность.
А если учесть, что “Белого” знали во всех райотделах города и в каждом имелись его портфолио “фас-анфас-профиль” его верность выбранной “профессии” просто впечатляет! Дело в том, что у Юры “Белого” было четыре (!!!) судимости по статье 147-й “Мошенничество”. Ни у кого из известных аферистов не было столько судимостей именно по этой статье. И дело не только в запоминающейся внешности, “Белый” всегда работал по одной комбинации “Крам” – это когда показывают (засвет) какую-то дефицитную, модную и дорогую вещь, потом эта вещь, точнее пакет с модной вещью меняется на пакет с какой-нибудь дешевкой, а иногда и на пакет с мусором.
Возможно, кто-то помнит эпизод с покупкой “модной кофточки” из советского фильма “Влюблен по собственному желанию” – вот примерно так. Но был Юра “Белый” в этой комбинации несомненно лучший.
Читайте также: Харьков бандитский: мошеннические схемы первой столицы
Последний раз “Белого” видели на Усовском переулке недалеко от Южного вокзала, когда он заходил в столовку для неимущих….
Константин Май
[…] […]