История Харькова складывается так, что за последние столетие наш город видел несколько масштабных переименований улиц. Совсем недавно, прошла последняя волна смены вывесок и юридических адресов. В связи с этим, снова пробуждается интерес к истории города, желание узнать, улицы получают то или иное название.
Чичибабин был одним из самых известных харьковских поэтов-диссидентов, который связал свою жизнь с нашим городом. Умер он в конце 1994 года, жил на этой улице после возвращения из лагерей в 50-х, всесоюзную славу получил во время перестройки. Интересно, что в 2015 году в Украине появилась еще одна улица Бориса Чичибабина. На этот раз в Кременчуге – городе, в котором родился поэт.
Читайте также: «Осторожно, кусается»: свободная любовь Льва Ландау в Харькове
После Кременчуга, прежде чем попасть в Харьков он успел пожить в Рогани (которая еще не входила в черту города в 1920-30-х годах прошлого века) и Чугуеве. Рифмовать и экспериментировать со словесными формулами Борис полюбил еще в школе, тогда же и были напечатаны его первые стихи в газетах. До войны он успел поступить на исторический факультет нынешнего Каразинского университета. Потом была война, эвакуация, служба в армии.
В 1946 году молодой и энергичный человек возвращается в Харьков. На этот раз он решает поступить на филологический факультет университета. Он пишет стихи в большом количестве, читает их друзьям и знакомым. Но время тогда было такое, что подобная откровенность выходила боком. Попал «под раздачу» и Чичибабин. В МГБ (так тогда назывался НКВД-КГБ) посчитали, что его поэзия является «антисоветской агитацией». Приговор – пять лет лагерей.
Вернулся назад поэт только в 1951 году. Находясь в тюрьме, под следствием, он напишет стихотворение «Красные помидоры кушайте без меня». Позже, это произведение станет его визитной карточкой, распространяясь по всему Союзу в самиздате.
Надежды на новую, лучшую жизнь у поэта появляются во время хрущевской оттепели. В конце 50-х публикуется его первый официальный сборник стихов (при помощи Бориса Слуцкого, еще одного известнейшего поэта-уроженца Харькова). В начале 60-х годов Чичибабин какое-то время живет в Москве. Общается с Маршаком, Евтушенко, другими известными литераторами.
Встолице СССР ему всегда было неуютно, слишком агрессивная среда, по мнению Чичибабина. Он возвращается в Харьков, ему разрешают вести поэтический кружок для молодежи. Но все это продолжается недолго. Руководство страны определяет новый вектор. Никакой оттепели – новые заморозки. Поэтическую студию Чичибабина закрывают. Формально это происходит из-за того, что он посвящает один из вечеров Пастернаку и Цветаевой.
До 1968 года поэту удается издать официально 4 сборника стихотворений. Но его настигает жестокий душевный кризис. То, что по-настоящему он хочет печатать, он не может (цензура не пропускает). Все стихи, которые выходят официально вызывают у него отторжение. Выйти из тяжелой моральной ситуации помогает новая любимая женщина – Лилия Карась (они будут вместе до последних дней Чичибабина) и решение писать только так как хочешь и можешь, не обращая внимания на цензуру.
Читайте также: «Наша Люся»: за что Людмила Гурченко обижалась на Харьков
Пятнадцать лет творчество поэта не находит выхода на большую аудиторию. Только самиздат или тамиздат (в 1977 году выходит сборник в США). Чичибабина вызывают на разговоры в КГБ. Он продолжает работать бухгалтером в троллейбусно-трамвайном депо, старается, как может поддерживать связи с друзьями и единомышленниками. Помимо Галича и Евтушенко, его творчество восхищало Окуджаву. В начале 70-х годов к Чичибабину в гости приезжает молодой Алексей Цветков, который является одним из современных классиков русской поэзии.
В это же время, многие из друзей поэта начинают уезжать в эмиграцию. Сам Чичибабин не признавал такого выхода. Он считал, что творческий человек, поэт, писатель, может состояться только у себя на родине. Из всех видов эмиграции признавал только отъезд в Израиль. Чичибабин не был политическим диссидентом, хотя и поддерживал связь с многими из них. В первую очередь, его интересовала поэзия, духовная жизнь. После распада Советского Союза он не смог принять новую реальность. Наиболее ярко и ясно об этой ситуации поэт высказался в своем стихотворении начала 90-х «Плач по утраченной родине».
То, что еще совсем недавно было под запретом, за что можно было поплатиться жизнью, становится доступным массовому читателю. В конце 80-х годов выходит его пластинка под названием «Колокол», на которой он читал свои стихотворения. Поэт встречается с журналистами, записывает многочисленные интервью, с ним выходят передачи, в которых он размышляет о прошлом, настоящем и будущем человека и культуры. Уже после смерти поэта проводятся Чичибабинские поэтические чтения и фестивали, которые играли заметную роль в культурной жизни города. А его память увековечена в названии одной из улиц Харькова.
Иван Буйный